И целый век позади…

Поселку Смидович в эти дни исполняется 100 лет

Хотя официально датой основания станции Ин (поселком Смидович он станет в 1934 году) считается 1910 год, само название появилось четырьмя годами раньше на карте-схеме Амурской магистрали в 1906 году. Ее составил генерал-губернатор Приамурья В.Ф. Унтербергер. И на отрезке, который должен был пересечь территорию сегодняшней ЕАО, были названия будущих станций: Кимкан, Бира, Икура, Ин, Волочаевка, Покровка. Все они поначалу служили базами для проживания команд топографов, гидрологов, геодезистов, путейских инженеров, позже – для формирования строительных команд.

В Санкт-Петербурге в 1908 году Государственной думой был утвержден план строительства Амурской железной дороги, протяженностью в 2041 версту. Она должна была соединить Восточную Сибирь с Приамурьем от Сретенска к Хабаровску, что открывало России прямой выход к Тихому океану.

В начале 1912 года по всей трассе Амурской магистрали, в том числе и на Инском участке, началось сооружение щебеночного полотна дороги, укладка рельсо-шпальной решетки, строительство мостов, трубопроводов, тоннелей. И уже в феврале 1915 года дорога была вчерне готова. Стыковка восточного и западного участков произошла 15 февраля 1915 года на станции Облучье. На торжество были приглашены представители всех околотков, в том числе и руководитель работ Инского отрезка магистрали инженер Н.В. Денисов.

На станции Ин вскоре был построен каменный корпус паровозного депо на 6 мест (стойл) для одновременного ремонта и осмотра паровозов. Открыты железнодорожные мастерские, пункт технического осмотра вагонов. Инские паровозники стали водить грузовые и пассажирские составы на восток до Хабаровска и на запад – до Биры. Как и в других депо (Облученском, Бирском) основной тяговой силой  на Ине были маломощные паровозы серии «О» («овечки» в просторечии). После 1915 года постепенно рос пристанционный поселок. В нем открылись начальная школа, фельдшерский пункт, содержавшиеся на средства Амурской магистрали. Когда произошел октябрьский переворот 1917 года, железнодорожники Ина и других станций в своем большинстве приняли Советскую власть (в отличие от казаков амурских станиц). В феврале 1922 года перед штурмом Волочаевки на Ине сосредотачивались крупные силы Народно-революционной армии под командованием В.К. Блюхера. Инские паровозники перебросили народоармейцев к Волочаевке, они же привели туда бронепоезд. После взятия укрепленной белогвардейцами сопки Июнь-Корань, паровозники Ина перевезли к Хабаровску народоармейцев, взявших город с боями.

На момент Всесоюзной переписи  1926 года на Ине проживало 2595 человек: мужчин – 1369, женщин – 1126. Были начальная, вечерняя и школа-семилетка, больница и фельдшерский пункт (всего 3 врача и 4 фельдшера), почта, клуб. Позже был открыт также техникум мелиорации на 30-50 учащихся. Ну и само собой крупный по тем временам железнодорожный поселок с узловым паровозным депо.

В 1934 году, произошло это 20 июля, ровно 76 лет назад, поселок Ин был переименован в Смидович в честь видного государственного и партийного деятеля Петра Гермогеновича Смидовича. Его причастность к только что образованной ЕАО, конечно, была самой прямой: в ту пору П.Г. Смидович возглавлял комитет по землеустройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). При этом, в духе того времени, «титульный» поселок, в котором он никогда не был, Петр Гермогенович получил в свою честь при жизни (через год он скончался в возрасте 61 года). Однако станция Ин, как получила свое название на картах еще в 1906 году, его и сохранила. Видимо, на этом настояли железнодорожники Дальневосточной магистрали.

Небольшой транспортный узел получил в 1937 году всесоюзную известность благодаря машинисту паровоза Инского депо  В.Г. Вологину. 12 декабря того года он был избран депутатом Верховного Совета СССР от ЕАО.

Потом были Великая Отечественная война, послевоенная мирная жизнь районного центра Смидович и станции Ин, по-прежнему являющейся значительным предприятием ДВЖД. Сегодня в Смидовиче живет около 6000 человек. Это полноценный центр крупного промышленно-сельскохозяйственного района ЕАО, который начинает в эти дни отсчет своего второго столетия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *