И женщины — в политике

Учрежденный 99 лет назад День 8 Марта задумывался как сугубо политическое мероприятие, однако со временем преобразовался в праздник весеннего пробуждения природы и нежных чувств к женщинам

Едва ли многие из нас задумываются над историей одного из самых любимых в народе праздников — Международного женского дня 8 Марта. А между тем он зародился вовсе не как праздничное мероприятие. Учрежден он был в 1913 году на одном из заседаний исполкома Коммунистического Интернационала (Коминтерн). Матерями-основателями нынешнего праздника стали две еврейские женщины — Клара Цеткин и Роза Люксембург. Обе они жили тогда в Германии, являясь наиболее активными функционерами немецкой социал-демократической партии, примыкая к ее левому крылу. Именно из этого крыла вышло ядро наиболее боевых социал-демократов во главе с Цеткин, которая и стала организатором Германской коммунистической партии. Роза Люксембург поддерживала свою старшую по возрасту соратницу во всех ее идеях и начинаниях. Международный женский день 8 Марта задумывался ими как день борьбы женщин всего мира за их равные права с мужчинами, политическими свободами. Во многих европейских государствах, в том числе и в России, в первые годы после учреждения женского дня проходили протестные манифестации и митинги женщин. А праздником, так сказать в его нынешнем виде, этот день в СССР стал в 20-х годах, хотя без идеологического обрамления он не обходился у нас вплоть до 1991 года.

Вот как праздновался День 8 Марта, к примеру, в 1939 году. (Эта дата взята автором произвольно — все предыдущие и последующие праздники в то время проходили примерно по одной схеме). Заглянем в газеты «Биробиджанер штерн» и «Биробиджанская звезда», вышедшие как раз 8 марта. Была среда, обычный рабочий день, поэтому все праздничные мероприятия пришлись на вечернее время. На предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах и вообще во всех трудовых коллективах прошли собрания с докладами о Международном женском дне 8 Марта. В каких тонах и красках были эти доклады, можно судить по текстам передовых статей.

Вот один из фрагментов газетной передовицы. «О тяжкой доле трудящейся женщины в старой царской России многие писатели и поэты создали скорбные и гневные произведения. О ней — дочери раба, жене и матери рабов — с гневом и болью писал Некрасов. О ней думал Чернышевский, когда он, сидя в заключении в Петропавловской крепости, писал свой роман «Что делать?» — произведение, полное страстного протеста против гнусного угнетения женщины. О ней — трижды угнетенной — писал великий украинский поэт-демократ Тарас Шевченко. И в еврейской литературе — у Менделе Мойхер-Сфорима, Ицхока-Лейбуша Переца, Шолом-Алейхема — образ женщины — это центральный образ, тема о ее страданиях — центральная тема…» Ну и так далее. Досталось в публикациях проклятым империалистам-капиталистам зарубежья, по-прежнему угнетающим женщин, а заодно и «троцкистско-бухаринским и буржуазно-националистическим выродкам, стремившимся восстановить капиталистическое рабство в нашей стране».

Далее газеты в своих публикациях к 8 Марта, рассказали кое-что об успешной и счастливой жизни женщин-тружениц из ЕАО. Журналист Владимир Шульман напечатал зарисовку о доярке из села Бирофельд Лее Лишнянской, самой знаменитой на тот момент женщине автономии. Она была избрана депутатом Верховного Совета СССР и в перерывах между дойками своих 20 буренок представляла на сессиях высшего законодательного органа страны молодую национальную область. Здесь же в заметке, озаглавленной «В честь Международного женского дня», рассказывается, как пять домохозяек из окраинного поселка Биробиджана Кирпичики (он и поныне носит это название) загрузили печь обжига на кирпичном заводе 40 тысячами заготовок кирпича-сырца, посвятив свою ударную работу женскому празднику. Актриса Биробиджанского Государственного еврейского театра имени Л.Кагановича (ГОСЕТ) М.Карлос рассказала о беспросветном существовании бродячих еврейских артистов, которыми до Октябрьской революции являлись и ее родители. Закончив в Москве театральное училище, она добровольно переехала из столицы в Биробиджан, став одной из ведущих актрис ГОСЕТа. Кстати, театр дал в этот праздничный вечер веселый музыкальный водевиль «Цвей кунилемлех» («Два простофили») А.Гольдфадена. Газеты опубликовали еще несколько материалов, посвященных женщинам ЕАО.

А молодежь в этот праздничный день допоздна провела время в клубах и домах культуры. Вот там-то никакой политики не было. Были просто танцы, хотя вольностей в виде танго и фокстрота как буржуазного растленного искусства не допускалось. Духовые оркестры исполняли стандартный набор: конечно же, вальсы, польку-бабочку, а также хоть и иноземного происхождения, зато целомудренные падеспань, падеграс…

Можно по-разному относиться к этому празднику с позиций политических оценок. Бесспорно одно: 99 лет назад Клара Цеткин и Роза Люксембург подарили нам один из самых замечательных праздников, посвященных Женщине.


Виктор ДМИТРИЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *