Играй и радуй нас, «Идишпиль»!

Играй и радуй нас, «Идишпиль»!

Фото: vaadua.org,  ashow.co.il

Знаменитому театру – тридцать лет

 

В Израиле всем хорошо известно: если хочется рассеять грусть, следует идти в театр «Идишпиль». Его спектакли и представления уводят от тягот обыденной жизни в мир прекрасного мамэ-лошн, о котором лучше Башевиса Зингера вряд ли кто уже скажет: «Идиш – мудрый и скромный язык всех нас, идиома испуганного и не теряющего надежды человечества».

Тридцать лет назад, в 1987 году, министр культуры Израиля подписал приказ о создании театра «Идишпиль». Его история – пример того, какое важное значение имел в становлении израильской культуры русский след.

Шмулик Ацмон-Вирцер

Основатель и художественный руководитель новосозданного театра Шмуэль (Шмулик) Ацмон-Вирцер родился в 1929 году в польском городе Билгорай, недалеко от Люблина. Во время оккупации Польши он едва не погиб, но его семье повезло: еще до нападения Германии на СССР они смогли перебраться через польско-советскую границу и вскоре оказались в Сибири, а затем – в Средней Азии.

После войны, вернувшись в Польшу, Ацмон-Вирцер ощутил постоянно накатывавшиеся мощные волны антисемитизма, от которого так и не сумело освободиться тамошнее общество.

В возрасте 17 лет, за несколько месяцев до воссоздания еврейского государства в 1948 году, будущий основатель «Идишпиля» достиг берегов Эрец-Исраэль, Земли Израилевой. Он стал бойцом еврейского подпольного подразделения, а затем солдатом ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля). После демобилизации в 1949 году Ацмон-Вирцер недолго прослужил в театре «Оэль» («Шатер»), основанном в 1925 году и считавшимся в те времена пролетарским. Первым руководителем этого театра был Моше Галеви (Моисей Вульфович Гуревич, 1895, Белоруссия – 1974, Тель-Авив), сподвижник Евгения Вахтангова, одного из основателей московского Театра «Габима» (в переводе с иврита «сцена»), спектакли которого ставились на иврите. В 1926 году «Габима» отправилась на гастроли по Европе и Соединенным Штатам и уже не вернулась в СССР. Причина была очевидна: иврит в стране победившего социализма оказался под запретом и будущее у ивритского театра не просматривалось. Об этом открыто писал Вахтангов еще в 1919 году, в эпоху студийного существования «Габимы»: «Студия совершенно определенно предполагает уехать в Палестину при первой объективной возможности… но вместе с тем не желает порывать связи с корнями, ее породившими, Московским Художественным театром».

В1953 году Ацмон-Вирцер получил приглашение в труппу молодых актеров театра «Габима». Важно иметь в виду, что школа «Габимы», вахтанговская школа, не могла не оказать принципиального влияния на становление театрального искусства в Израиле. В 1958 году с группой поверивших в него молодых энтузиастов Шмуэль Ацмон-Вирцер создает авангардный театр «Завит» (в переводе с иврита – «Угол»), ставший событием в театральной жизни еврейского государства. Будущий основатель «Идишпиля» дважды удостаивался престижных стипендий от благотворительных фондов для получения опыта в других театрах мира. Так, в 1962 году в течение года он стажировался у знаменитого американского режисера Ли Страсберга (1901–1982), уроженца австро-венгерского местечка Буданов (ныне в составе Украины). Страсберг вел обучение по своей методике, разработанной на основе системы Станиславского. Среди его учеников – снискавшие огромную театральную и кинематографическую славу Джеймс Дин, Пол Ньюман, Аль Пачино, Мэрилин Монро, Дастин Хоффман, Джейн Фонда, Роберт де Ниро, Марлон Брандо и другие знаменитости. Близким другом Страсберга до конца жизни оставалась Мэрилин Монро, завещавшая ему большую часть своего состояния.

В 1968 году фонд ЮНЕСКО предоставил постоянно находившемуся в творческом поиске режиссеру и актеру Ацмон-Вирцеру средства для прохождения курсов повышения квалификации в театрах Великобритании и Франции.

Можно не сомневаться, что «вахтанговские» традиции учебы и служения Мельпомене, соединенные с методом Ли Страсберга, основанном на методе Станиславского, были перенесены Шмуликом Ацмон-Вирцером и в Театр «Идишпиль». Когда в 1969 году мэрия Тель-Авива совместно с министерством просвещения и культуры Израиля инициировала создание «Мастерской отечественной пьесы», то Ацмон-Вирцер получил возможность ставить спектакли молодых драматургов. Именно в это время он подружился с известным польским и израильским комиком Шимоном Джиганом (1905, Лодзь, тогда Российская империя – 1980, Тель-Авив), предложившим ставить пьесы на языке идиш. Весьма примечательно, что Ацмон-Вирцер понимал, что профессиональное вхождение в культуру идиша (язык он знал с детства) требует серьезного образования. Поэтому он поступает в Тель-Авивский университет, где специализируется на кафедре культуры и языка идиш. Идея создания репертуарного театра на идише, которая овладела Ацмоном-Вирцером, могла и не найти своего воплощения, если бы ее не поддержал тогдашний мэр Тель-Авива Шломо Лахат (1927–2014), уроженец Германии, семья которого после захвата в стране власти нацистами, перебралась в Эрец-Исраэль, тогдашнюю Палестину.

 

Первой постановкой театра стала пьеса Шолом-Алейхема «Трудно быть евреем», которая многие годы не сходила с его подмостков. Спектакль многократно занимал почетные места на театральных фестивалях, проводившихся на языке идиш в таких городах, как Лондон, Париж, Берлин, Варшава, Киев, Москва и Нью-Йорк.

Безвременно ушедший из жизни мой друг актер Владимир Халемский (1946–2013), участвовавший в ряде проектов «Идишпиля», говорил, что репертуар этого театра выстроен таким образом, что наряду с водевилями, опереттами и мелодрамами на его сцене идут и трагикомедии. Володя Халемский – выпускник Киевского эстрадно-циркового училища и Государственного института театрального искусства имени Луначарского (ГИТИСа), репатриироввшийся в Израиль в 1990 году, большую часть творческой жизни на Святой земле проработал в театре «Гешер» (в переводе с иврита – «Мост»), созданном выходцами из бывшего СССР. Однако он играл и в других театрах, в том числе и в «Идишпиле».

Труппу театра в разные годы представляло немало актеров, прошедших русскую сценическую школу. Среди них выдающаяся актриса Этель Ковенская (1927–2015), уроженка Польши, москвичка с 1940 года, выпускница театрального училища при Московском государственном еврейском театре (Московском ГОСЕТе) под руководством Соломона Михоэлса. Переехав в Израиль в 1972 году, она до конца жизни оставалась ведущей актрисой Театра «Идишпиль».

В проектах этого театра успел принять участие и известный советский актер Григорий Лямпе (1925–1995), уроженец Витебска, сын популярного еврейского польского актера Моисея Лямпе, узника Вильнюсского гетто. Как и Этель Ковенская, Лямпе окончил театральное училище при Московском ГОСЕТе. Он с восемнадцати лет играл на идише, а после закрытия ГОСЕТа в 1949 году более десяти лет прослужил в Московском областном драматическом театре имени А.Н. Островского (ныне не существующем). С 1961 по 1990 год Лямпе выходил на сцену в знаменитом Театре на Малой Бронной, здание которого с 1921 по 1951 год принадлежало ГОСЕТу.

В Театре «Идишпиль» добились известности многие молодые актеры с просторов бывшего СССР. Например, такие как Елена Яралова, родившаяся в Киеве в 1964 году, бывшая актриса московского театра «Современник», после репатриации в Израиль в 1993 году 13 лет прослужила в «Идишпиле».

Андрей Кашкер, 1958 года рождения, актер Минского драматического театра имени М. Горького в 1980–1992 гг., служит в «Идишпиле» с 1996 года.

Интересна творческая биография ныне 44-летнего Геры Сандлера, уроженца Москвы. Он окончил Центр сценических искусств «Бейт-Цви» в Тель-Авиве в 1997 году. Во время обучения удостоился шести престижных премий. Последние десять лет Сандлер – актер Театра «Идишпиль».

С 1999 года в спектаклях этого театра получила известность Ирма Степанов (Степанова), уроженка Украины, выпускница Национальной академии театра, музыки и кинематографа в Киеве, участвовавшая в спектаклях Национального театра имени Ивана Франко.

А вот актер «Идишпиля» Исраэль Трайсман – коренной израильтянин, окончивший студию актерского мастерства Нисана Натива в Тель-Авиве и студию Уты Хаген (1919 – 2004) в Соединенных Штатах, игравший в театре «Габима», других израильских театрах и в Академическом драматическом театре Вены. Он служит в «Идишпиле» с 1989 года и ему предоставилась возможность сыграть на идише моноспектакль.

Тем не менее звездами первой величины многие годы остаются уроженцы Румынии и Польши, для которых идиш – язык детства. Большинство актеров «Идишпиля» осваивают мамэ-лошн или доводят его знание и произношение до приемлемого уровня в процессе работы.

Якоб Бодо

Якоб Бодо, родившийся в Румынии в 1936 году и репатриировавшийся в Израиль в 1950 году, бывший руководитель ансамбля северного военного округа, став актером «Идишпиля» в 1992 году, занят в большинстве спектаклей этого театра. Он играл на всех сценических площадках Страны Обетованной, включая «Габиму» и не самый знаменитый Хайфский городской театр. Его творческий юбилей – 50 лет на театральных подмостках – торжественно отметили представлением «Мазл-тов, йидн». Патриарх израильской Мельпомены Якоб Бодо – лауреат премий международных фондов за сохранение и популяризацию идиша. В 2008 году он удостоился премии Меира Маргалита за заслуги перед обществом в категории «израильский театр».

Недавно скончавшийся на 93-м году жизни актер «Идишпиля» Янкеле Альперин, по словам Шмулика Ацмон-Вирцера, «был великим мастером, наделенным всеми добродетелями и достоинствами актера еврейского театра». Уроженец Румынии Альперин начал актерскую карьеру в 1941 году в концлагере Единец на территории Молдавии, оккупированной румынскими фашистами. Ему было только 18 лет. Репатриироваться в Израиль он сумел в 1961 году. Здесь Янкеле играл в разных театрах и гастролировал в США. С образованием «Идишпиля» он вступил в труппу театра и вскоре был удостоин приза Фонда имени Авраама Лернера за выдающуюся актерскую работу на языке идиш. После ухода на заслуженный отдых Альперин оставался верен «Идишпилю», писал интермедии для постановок, стихи, делал сценические адаптации текстов.

Моника Вардимон, землячка Янкеле Альперина по месту рождения, бывшая звезда румынского театра, играет вместе с актрисой, известной только по сценическому псевдониму Анабелла, также уроженкой Румынии, окончившей в столице этой страны театральную студию. Их партнер по сцене Ури Ковальски родился в Польше, окончил Высшую школу актерского мастерства Государственного еврейского театра в Варшаве. После репатриации в Израиль в 1957 году вновь пошел учиться и завершил образование в Школе актерского мастерства при театре «Габима». С 1995 года он – актер «Идишпиля».

Визитной карточкой «Идишпиля», на мой взгляд, может считаться сравнительно недавно поставленный спектакль по известной книге уроженца Чикаго Дэна Гринберга «Как стать еврейской матерью – 10 уроков». Эта книга и легла в основу одноименной пьесы, написанной Полем Фуксом и поставленной популярным режиссером Ицхаком Шаули. Сатирическая комедия рассказывает о типичной еврейской мамаше, «а идишэ мамэ», опекающей своего сыночка до такой степени, что жизнь его превращается в кошмар.

Книга Дэна Гринберга переиздавалась много раз и была переведена на разные языки. Критики называли ее «честным и искренним документом».

В спектакле заняты такие замечательные актеры театра, как Андрей Кашкер, Гера Сандлер, Моника Вардимон и другие. В роли «а идишэ мамэ» выступила блистательная израильская актриса Анат Ацмон, дочь Шмуэля Ацмона-Вирцера, родившаяся в Израиле в 1958 году. Ее единственного сыночка сыграл уроженец Хайфы Гади Ягиль (настоящая фамилия – Фигельман).

Производит впечатление и спектакль «Странствия Биньямина Третьего» – музыкальная история еврейских Дон Кихота и Санчо Пансы, которые странствуют по дореволюционной России и мечтают добраться до Земли Обетованной. Их путешествие полно удивительных встреч и веселых приключений.

Зрители всегда тепло принимают трагикомедию «Деревянная миска», повествующую о гордом и остороумном старике, который вынужден жить в доме своего сына, подвергаясь издевательствам со стороны невестки, но нашедшем утешение и радость в своей внучке.

В разных городах Израиля и на гастролях за рубежом Театр «Идишпиль» часто показывает спектакль «Мазл-тов, евреи!» и проводит популярные музыкальные вечера «Поем на идише».

В спектакле «Виленский кантор» рассказывается о канторе маленькой синагоги в Польше, неожидано ставшем знаменитым оперным певцом. В зале всегда много зрителей, когда на сцене идут спектакли «Небесная пара» и «Почему смеялась невеста?». Это трогательные любовные истории молодых и пожилых, религиозных и тех, кто относит себя к агностикам. Несколько лет назад известный московский режиссер Адольф Шапиро выпустил на сцене «Идишпиля» трагикомедию «Последняя любовь» («Ди лэцтэ либэ»), трогательную историю одинокого старика, на склоне лет полюбившем удивительную женщину. Постановочный сценарий по мотивам одноименного рассказа лауреата Нобелевской премии Башевиса Зингера написал Валерий Мухарьямов.

Благодаря инициативе Шмулика Ацмона-Вирцера, с 1993 года в израильском парламенте периодически проводятся конференции «Дни идиша в Кнессете». В итоге обсуждений высший законодательный орган еврейского государства принял Закон «О сохранении языка идиш» и учредил «Государственный комитет культуры на языке идиш». В рамках проекта, предложенного «Идишпилем» совместно с «Комиссией по еврейским материальным искам к Германии», учрежден «Театр хэсэд» («Благотворительный театр»), получающий средства из государственного бюджета для оплаты театральных представлений на идише в домах престарелых и гериартрических центрах по всей стране. И действительно, для немногих носителей этого языка, выживших в Холокосте, спектакли на идише приносят немалую радость.

Тем не менее надо признать, что с каждым годом порог театра «Идишпиль» переступает все больше молодежи! Причем из самых разных общин! И хотя большинство из них понимает происходящее на сцене только благодяря титрам на русском и иврите, сам факт посещения театра на мамэ-лошн говорит о культурной преемственности, о бессмертии языка, на котором существует великая культура.


Захар Гельман, Иерусалим- Тель-Авив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =