Икура: целый век позади

Икура: целый век позади

Ефима Вепринского

Исполнилось сто лет одной из малых станций Дальневосточной железной дороги

В истории небольшой железнодорожной станции Икура, что находится в 12 километрах от Биробиджана, есть любопытная деталь. Ее название появилось за несколько лет до того, как сама станция возникла на одном из отрезков восточного участка Амурской железной дороги. Это незнакомое слово так же, как и названия будущих станций Оль, Ин, Кимкан, Ольгохта и еще нескольких других, подписчики журнала «Записки Императорского Русского Географического общества» встретили на карте Амурской области в 1910 году. Карта с обозначением будущего участка магистрали, которая начнет строиться только в 1912 году, была вверстана в очерк «Приамурский край, 1906-1910 гг». Авторство очерка принадлежало одному из самых просвещенных царских чиновников, тогдашнему приамурскому генерал-губернатору Павлу Унтербергеру. Им собственноручно была составлена карта области с нанесенной на ней схемой будущей железнодорожной колеи от Архары до Хабаровска с названиями основных железнодорожных станций. Между прочим, станция Икура от момента ее основания в 1912 году до сдачи магистрали в 1914 году играла важную роль. От станции была проложена временная колесная дорога протяженностью более 50 километров — до казачьей станицы Головинской на Амуре. Через нее на Икуру поступали доставленные по воде из Хабаровска строительные материалы, рельсы, шпалы, продовольствие, инструменты — все, что необходимо было прокладчикам колеи. Часть груза оставалась на Икуре, а другая распределялась по соседним строительным участкам, в том числе и на станцию Тихонькая. Однако с открытием движения поездов Икура утратила свое базовое значение, став третьеразрядной промежуточной станцией.

К моменту начала переселения евреев на территорию будущей ЕАО в пристанционном поселке Икура насчитывалось 24 семьи, что составляло тогда 100-110 человек (по данным на 1930 год). Потом число жителей в поселке стало расти, и к 1959 году их было уже 195 человек. В последующие три десятилетия число икуринцев сократилось в пять раз, и на 1991 год их осталось 38. Демографическому «зигзагу» есть объяснение: с прокладкой второй колеи Транссиба в Икуре увеличился штат путевых обходчиков, путейцев, связистов, персонала дежурных по станции. Была открыта четырехклассная школа, фельдшерский пункт, магазин, небольшой клуб. Когда же началось коренное переоснащение поездного движения на автоматизированную систему управления, а на смену паровозно-тепловозной тяге пришли электровозы, то как штат железнодорожников, так и численность населения сократились до минимума.

На сегодняшний день в Икуре проживает менее 10 человек. В поселке сейчас нет ни школы, ни магазина, ни ФАПа. Правда, рядом с поселком была поставлена распределительная подстанция 220 киловольт, которая обслуживает магистральную ЛЭП Зея-Хабаровск. Саму станцию обслуживает небольшой штат движенцев и связистов. Освобождающиеся жилые дома икуринцев приобретаются как дачные участки жителями областного центра.

И последнее. Слово «икура» взято из нанайского языка и означает «протяжная песня». Просуществовав первые сто лет, маленькая станция и поселок с таким же названием, надеемся, останутся и впредь на карте области, пусть даже в качестве дачного поселка биробиджанцев.


На снимках: 1. Руслан Штепа второй год работает дежурным по станции. 2.  Леонид Петрович Сидорюк сейчас на пенсии. Он один из немногих старожилов поселка. Живет здесь уже тридцать лет. 3. Екатерина Антоновна Мельникова. Трехлетним ребенком привезли ее родители в Икуру. Лето Екатерина Антоновна проводит в Икуре, а на зиму перебирается к дочке в Смидович. 4. Семьдесят девять лет живет она здесь. Вырастила четверых сыновей и дочь. Юрий и Виталий работают на станции, а живут в Биробиджане. 5. Электроподстанция в Икуре. 6.  Один из частных домов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *