Имею имидж

Какой образ избрать современному учителю

Имидж учителя (от англ. image — образ) —  это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального  окружения, в массовом сознании.

Современный педагогический словарь.

Имидж, говорят психологи, — своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Да и первое впечатление складывается опять же исходя, преимущественно, из этого…

Вспомним поговорку: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является первым и единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои с ним отношения. Такова данность. Не случайно ведь  даже  мудрец и демократ Антон Чехов, говоря о «прекрасном в человеке»,  пояснял, что в человеке должны быть прекрасны и лицо, и одежда, и мысли.  Как видим, и тут представление о двух первых «добродетелях» прямо увязывается со зрительным, видимым образом человека!

И чем точнее «прорисован» образ педагога, тем легче людям общаться с ним и тем меньше сил потребуется ему самому, чтобы найти общий язык со своими учениками.

Вроде бы всему этому каждого из нас учат сперва родители дома, потом преподаватели в школе и в вузах. А жизнь? В учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. И тут есть, пожалуй, крайности. Или безликая одежда, как неверно понятая скромность, или показное безразличие к эмоциям и оценкам своих учеников в конфликтных ситуациях («А я настою на своём! Рано им других учить» — ошибка иного, не слишком пока опытного педагога), или демонстративные жёсткость и непреклонность.

Во всех случаях учителя слишком занижают значение своего имиджа, т. е. как раз то, как, в качестве кого («серости», «сухаря» или «пугала») будут они восприниматься учениками.

Задачей педагога становится предъявление им себя в качестве серьезного профессионала и интересного своей уникальностью человека, непохожего на других учителей. А эта «непохожесть» — не чисто внешний эффект, а глубокая внутренняя, духовная и творческая работа, возможно, действительно подвластная немногим…

Отношение к формированию своего профессионального имиджа у самих педагогов пока очень разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Всякие разговоры про имидж воспринимаются ими настороженно, как призыв быть неискренним. А иные поспешно считают, что за такой маской можно скрыть собственные проблемы.

И всё же в ходе этого маленького исследования мы обратили внимание вот на что: учителя по призванию всегда являются фанатами своего дела, в работе искреннее «спасибо» коллег, учеников и их родителей для них важнее всех благ и званий. И вот такой «имидж», пусть он и покажется кому-то не самыми «продвинутым», достоин всяческого уважения, его-то и будет помнить большинство людей и много лет спустя, расставшись со своими учителями.

Валерий БРАЙЧЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *