Иосиф и его братья по оружию

Иосиф и его братья по оружию - Так могут выглядеть ИС-3 и восстановленный Т-18 в Биробиджане.

Анатолия Клименкова

Так могут выглядеть ИС-3 и восстановленный Т-18 в Биробиджане.

К 70-летию Победы в Биробиджане может появиться новый мемориал в честь фронтовиков и ещё один редкий танк-памятник

Такие планы и предложения были оглашены на комиссии по изучению и сохранению культурного наследия при мэрии Биробиджана. Они вполне своевременны в связи с приближающимся 70-летием Великой Победы. 

Но, говоря об объектах культурного и исторического наследия, подлежащих реконструкции в 2015 году, градоначальник Андрей Пархоменко сообщил, что в мэрию поступило письмо от Совета ветеранов войны, труда и военной службы, а также ветеранов завода «Дальсельмаш» с просьбой сохранить мемориал заводчанам-фронтовикам, находящийся на территории предприятия. 

Есть ли место для памяти?

Дело в том, что завод «Дальсельмаш» давно свернул свою деятельность, а мемориальная аллея, на которой запечатлены в камне и металле фамилии заводчан, ушедших в 1941-1945 годах защищать свою Родину (многие уходили семьями!), остаётся без присмотра. Пресловутый металл привлекает беспамятных «охотников» до него.

Печальная судьба постигла аналогичную заводскую Аллею памяти, устроенную на территории предприятия ещё в советские времена. 41После приватизации и разделения предприятия она была заброшена, покорёжена,  ненужные новым хозяевам «металлические конструкции» срезаны. 

Лет пять назад по инициативе старых заводчан мемориал был восстановлен в новом облике на охраняемой территории.  Но и ему оказалась не суждена долгая жизнь, что наводит на совершенно грустные мысли…

Между тем Андрей Пархоменко заявил, что город готов принять заводской мемориал под свое «крыло». Тем более, что все заводчане-фронтовики — биробиджанцы, среди них и люди, составляющие гордость всей области. Но, по-видимому, комплекс придётся перенести с заводской  территории. 

— В настоящее время городскими архитекторами прорабатываются эскизы обновлённого комплекса применительно к новому месту. На этой неделе они должны быть готовы. Работы по переносу мемориала начнутся весной следующего года и к сентябрю 2015 года — к 70-летию окончания Второй мировой войны — он будет открыт для посетителей, — сообщил мэр Биробиджана.

Мемориал собираются перенести к уже сложившемуся комплексу землякам — солдатам Великой Отечественной. Сегодня его составляют сквер с бюстом Героя Советского Союза Иосифа Бумагина, также ушедшего на фронт с обозного завода («Дальсельмаш» того времени), и стоящий неподалёку на постаменте танк ИС-3 в честь танкистов 60-й танковой дивизии, формировавшейся в Биробиджане и уже с ноября 1941 года действовавшей в Ленинградской области в направлении городов Тихвин и Будогощ. Этот комплекс неофициально горожане называют «Два Иосифа». 

Перенесённая к ним Аллея памяти заводчан-фронтовиков органически дополнит ныне небольшой мемориальный комплекс и станет заметной частью восточной оконечности улицы Шолом-Алейхема. Наверное, это будет логично, если Иосиф Бумагин окажется рядом со своими друзьями по труду, братьями по оружию.

Два Иосифа и железный «малыш»

Вероятно, есть возможность танку-великану ИС-3 дать «в компанию» редкостного бронированного соседа-малыша. Как сообщил председатель регионального отделения Русского географического общества в Еврейской автономной области Владимир Шехтер в мае этого года корреспонденту «Биробиджанской звезды» Виктору Черненко  («БЗ», 28 мая 2014 г.), экспедиция коллег-дайверов на озере Хасан искала затонувший неподалёку от берега советский танк первых выпусков. 

— В этой работе, кроме биробиджанских дайверов, участвовали два доктора наук Военно-морской академии Санкт-Петербурга, — пояснил В. Шехтер. — Танк обнаружен под полутораметровым слоем ила. Над илом — толща воды также метра в полтора. С большой вероятностью предполагается, что это Т-18 (МС-1). Экспедиция обошлась в 1 млн 700 тыс. рублей. Подъём машины запланирован на сезон 2015 года — нужны специальные средства для расчистки от ила, подъёмная техника и средства консервации металла, долго пролежавшего под водой. Если внутри машины будет обнаружен экипаж, то он будет с почестями захоронен.  О важности работы говорит уже то, что дело находится на контроле главы администрации Президента РФ 

С. Иванова, — сказал Владимир Шехтер на днях автору этих строк.

Участие в таком деле регионального отделения Русского географического общества в ЕАО, конечно, интересно. Но работа по подъёму «хасанского танка» может иметь не менее интересное продолжение. По словам Владимира Шехтера, если танк поднимут, то представители Минобороны собираются его отправить на реставрацию на одно из сибирских военных предприятий. После чего его готов принять знаменитый танковый музей в Кубинке (Подмосковье) или… его готовы передать Биробиджану, если город изъявит готовность его принять и сохранять в дальнейшем. 

Танк Т-18 на сегодня — машина раритетная. Их и выпущено-то было с 1928 до конца 1931 года всего 959 экземпляров. В стране их остались считанные экземпляры. Кроме Кубинки, один такой «танчик» (масса его немногим более пяти тонн, экипаж – два человека) установлен во Владивостоке в Музее Тихоокеанского флота, другой — в Хабаровске. Хабаровский экземпляр в сквере штаба Восточного военного округа – на ходу. Интересно, что Т-18 московского Музея Вооружённых сил специально прошёл доработку ходовой части на случай участия в парадах!  

Вероятно, и хасанский МС-1 можно будет восстановить до ходового состояния. Надежду на это даёт отличная сохранность обнаруженных близ погибшей машины других металлических артефактов, совершенно не подвергшихся коррозии за более чем 75 лет! Сказались консервационные свойства плотного слоя ила, изолировавшего металл от малейшего доступа кислорода. 

В чём интерес Биробиджана к хасанскому танку? Во-первых, именно с таких машин и началось оснащение бронетехникой советских воинских частей на Дальнем Востоке. Боевое крещение машины приняли в военном конфликте на КВЖД в 1929 году. 

Среди Героев Советского Союза — жителей ЕАО — четверо были участниками пограничного конфликта с японскими войсками на Хасане в 1938 году. (Ясно, что всего наших земляков там участвовало много больше). Кстати, хабаровский Т-18 (МС-1) установлен в память воинов-дальневосточников, погибших в военных конфликтах на КВЖД, Хасане и Халхин-Голе, а также в 1945 году при освобождении от японской оккупации Маньчжурии, Курил и Южного Сахалина.

Эксплуатировались в войсках эти машины до 1942 года.  В связи с износом и устарелостью основная их часть была снята с вооружения в 1938-1939 годах. Но некоторое количество ещё оставалось в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и даже использовалось на начальном её этапе. 

Так что с исторической точки зрения прав стоять на пьедестале Победы на Дальнем Востоке у «малыша» Т-18 ничуть не меньше, а как бы не больше, чем у гиганта ИС-3, завершившего войну парадом.

Наконец, даже сам по себе МС-1 сегодня — несомненный раритет. И совершенно «дальневосточный». Почему? А потому, что ВСЕ из известных сохранившихся образцов были восстановлены из заброшенных машин, обнаруженных в точках старых укрепрайонов на Дальнем Востоке. Но, например, во владивостокском экземпляре от оригинала остался только корпус. Ходовая часть для него – новодел, вооружение — тоже. В других машинах тоже допущено множество неточностей при восстановлении.

А тут на Хасане нашими земляками, вероятно, обнаружена подлинная машина с боевой историей. Если после подъёма танка удастся установить ещё и имена членов экипажа боевой машины, то — низкий поклон нашим поисковикам. 

Да, озеро Хасан административно находится на территории Приморского края, а не Еврейской автономной области. Но Дальний Восток — наша общая родная земля, и защищали её бойцы Красной Армии не «по прописке», а там, где Родина прикажет. И если после того как  биробиджанские поисковики, приложив немалые организационные и личные физические усилия, извлекут старую боевую машину из хасанского ила, танк уедет неизвестно куда, думаю, это будет обидно и несправедливо.

Что бы ещё поставить в НАШ танковый музей

В составе 60-й танковой дивизии, формировавшейся с марта 1941 года в Биробиджане, по сокращённому июльскому штату насчитывалось 217 танков.
По прибытии на фронт (ст. Тихвин) на 1 ноября 1941 года в дивизии числились: 13 танков БТ-7, 139 танков Т-26, 25 огнемётных танков Т-26, два плавающих танка-разведчика Т-37 и бронеавтомобили – 31 единица различных типов и модификаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *