Ирина ШАЙТАНОВА: У театра есть миссия — сделать человека лучше

Ирина ШАЙТАНОВА: У театра есть миссия — сделать человека лучше

 Фото из личного архива Ирины Шайтановой

Сколько можно сделать для себя новых открытий, посетив проект «ДоброЧтение»! А многие, наверное, и не знают, что это такое. Я и сама недавно об этом ничего не знала.

Но, как говорится, Интернет — это тот ресурс, в котором быстрее всего узнаешь, что случилось у соседа за стеной. Первым делом люди выставляют фото и происшествия во Всемирную паутину, чтобы об этом узнало как можно больше людей. Понравилось — вставишь смайлик-улыбку. Это сейчас не просто модно, а своего рода уровень выражения твоих эмоций.

Ирина Шайтанова, художественный руководитель РОО «Молодежный театр-студия «Добрые люди» в ЕАО, говорит, что нынешним детям очень тяжело выражать эмоции любви, радости, счастья, то есть позитивные эмоции. И они часто делают это в виде смайлов. А вот эмоцию агрессии очень легко могут изобразить…

Отчего же это происходит?

Может, все мы стали бесчувственными или просто все эмоции воспроизводятся в режиме «автомат»? А что же происходило тогда со мной, чьё детство и круг общения не отягчали компьютер с Интернетом? А рука так и тянется поставить привычный смайл: мол, вижу, в курсе, я тоже одобряю, а вообще — мне некогда…

Возникает вопрос. Но сейчас не обо мне.

Когда я увидела пост в социальных сетях о том, что будет премьера нового проекта «с открытой читкой на зрителя», мне это показалось интересным, наверное потому, что я не представляла себе, что же там увижу.

Я начала искать информацию о том, что это такое и как оно выглядит, для чего бы, ну и, конечно, кто всё это приготовил? Но потом подумала: «А для чего я все это ищу? Ведь можно всю информацию получить из первоисточника — от человека, имеющего прямое отношение к этому, режиссёра Ирины Шайтановой. Наконец, я могу анонимно — как простой зритель или слушатель — сходить на эту читку и всё увидеть своими глазами. Итак, я пришла на открытую читку на зрителя пьесы Андрея Иванова «Это все она».

О замысле этого формата — читка пьесы на зрителя до постановки спектакля на сцене — рассказала возмутитель моего спокойствия Ирина Шайтанова.

— Театр – это своеобразная структура. Именно в Биробиджане в какой-то момент я поняла, что очень соскучилась по театру, и не понимала, как так в городе нет профессионального театра? Почему? За что это нас так!? Мне жалко стало не отсутствия любимого развлечения, а детей, которые здесь растут. Я сталкиваюсь с тем, что многие дети даже не знают, что такое театр. Серьёзно! Они приходят заниматься к нам в театральную студию, а у них отсутствует театральная картинка в воображении…

Ирина говорит о своём — наболевшем, женском, эмоциональном:

— У меня вопрос простой: откуда появится семейная традиция ходить в театр хотя бы раз в три месяца, если его (театра) у нас нет? Проект «ДоброЧтение» создавался для того, чтобы потихоньку, по маленьким шажкам, возродить традиции, что называется, культурной семьи — взять и пойти в театр! Взрослым людям я всегда говорю: пожалуйста, думайте о своих детях, об этом городе, где они живут! Если вы сейчас, на этом этапе, возьмете за руку своего ребёнка и вместе начнете посещать культурные мероприятия, обсуждать их дома, спорить о них, искать общую точку зрения, то он в свою очередь своих детей туда приведет. Будущее города – не только экономические проекты. Свершат ли экономическое чудо люди, которые не читают и не знают, что такое театр?

Проект «ДоброЧтение» был придуман как ещё один повод для биробиджанцев прийти в театр до постановки пьесы на сцене (а может, она вообще не состоится?) и начать знакомиться с богатством современной драматургии.

— Я долго думала, на какой площадке сделать этот проект. Вариант открытой читки пьесы в читальном зале показался мне логичным. Там камерная атмосфера, располагающая к «просмотру» пьесы, так сказать, внутренним взором. Художник всегда думает о картинке, и мне показалось, это будет так гармонично — открытая читка пьесы в читальном зале, — поясняет рождение идеи Ирина.

Честно сказать, она боялась, что из этого всего выйдет. И основания для страхов были, откровенничает моя собеседница.

В мае этого года молодёжный театр «Добрые люди» отыграл премьеру своего первого спектакля «Женское воспитание» по пьесе Виктории Фроловой. Считаю, очень удачно отыграли: только в мае коллектив выходил с этой постановкой на сцену пять раз, а это для небольшого города как-то неожиданно. На третий спектакль пришли школьники из первой гимназии с родителями

— Вот этого зрителя я боялась! — вдруг говорит Ирина. — Это как раз тот зритель, который не имеет театральной привычки. Я тоже играю в этом спектакле, ты все время находишься на сцене, и история драматическая, напряженная сама по себе. И сначала слышны были в зале какой-то шум посторонний, разговоры. А потом я вдруг поняла: что-то нависло, и ближе к кульминации услышала… всхлипывания зрительниц. И поняла: наконец-то мы пробили эту стену эмоций! И вот пока ещё не поздно, нужно тащить за собой в этот пролом вот этих детей! Театр важен не потому, что мы станем сразу все такие культурные и одухотворенные, а важен он тем, что нашу душу иногда надо царапать, чтобы эмоции вызывать, учить детей быть равнодушными. Как сказал Николай Заболоцкий: «Душа обязана трудиться и день и ночь». Сергей Есенин написал: «Дар поэта — ласкать и карябать». В принципе, спектакль, просмотренный и пережитый детьми вместе с родителями, ненавязчиво прививает им определённые жизненные принципы.

Необязательно все юные зрители станут завзятыми театралами. Необязательно ученики театральной студии пойдут в актеры. Но театр даст этим детям и подросткам пищу для души, больше шансов, что они выйдут в порядочные люди.

— Новичкам студии я сразу говорю: «Вам не будет легко после того, как вы пришли сюда, но если у нас не будет таких людей, я не знаю, во что мы превратимся. Наверное, в бесчувственных людей». Так хочется, чтобы в каждой семье хоть иногда звучала такая фраза: «А что на этой неделе у нас в театре новенького? На какой спектакль пойдем?» Хочется, чтобы у наших биробиджанцев был реальный выбор, на какой спектакль им прийти. Публика наша не избалована подобными событиями.

Но вернёмся к «изюминке» молодёжного театра — открытым читкам пьесы на зрителя. Как они были восприняты здешней не слишком театральной публикой?

— Я очень боялась премьеры читки — ведь это своего рода «недоспектакль». Не то, что зритель, слушатель будет ожидать, к чему привычен. Но с другой стороны, это такой классный момент, когда ты видишь то, что зритель обычно не видит, — продолжает посвящать меня в театральную «кухню» Ирина.

Читка — это долгий период в ходе постановки спектакля. Да, мы читаем пьесу, разбираем каждый персонаж: какой он, какая интонация ему более свойственна, а какую может «вытянуть» наш актёрский состав? Читка — это когда спектакль не готов ещё на одну треть, но замысел актерам уже понятен.

Финал читки — это когда она доходит до такого состояния, когда режиссер возглашает: «Всё! Вот это — переносим на сцену!»

Зачем на этом «черновом» процессе сторонние зрители, слушатели? Самое главное, чтобы зрители услышали новую драматургию. Она сейчас очень разная. А для театра процесс открытой читки интересен тем, что позволяет режиссёру, актёрам представлять, как на эту пьесу, на постановку, на игру отреагирует зритель. Все мотают на ус: «Значит, вот такие пьесы нравятся зрителю в Биробиджане? Значит, можно ставить».

Для первой читки «Добрые люди» взяли пьесу «Чёрненькие». Здесь сошлись вместе много случайностей. Владимир Лидский — автор этой пьесы — живёт в Кыргызстане. Он в социальной сети выложил пост: мол, есть у меня одна пьеса, но её не один театр не берет. И Ирина Шайтанова попросила у автора её почитать:

— Прочла, и внутри меня что-то зазвучало. Легла спать: утро вечера мудренее. А встала утром с мыслью: «А может быть, попробовать у нас поставить?» Но в молодёжном театре нет «возрастных» актёров (что естественно), а там герои 40-50 лет, которые много чего испытали в жизни. Наши молодые «потянут» ли такие роли? Ещё через одну ночь встала и думаю: есть же творческое объединение «Шалом», созданное из бывших КВНщиков, мне приходилось с ними сталкиваться. Конечно, это не профессиональные драматические актеры — у них эстрадная манера игры и подача, для них это тоже опыт, скажем так, неожиданный. Подумала, попробую им предложить. Было это летом. Сообщила «шаломцам», что планирую на октябрь такой-то проект, и ребята согласились — им самим было интересно. В результате получилось, что получилось. Зритель воспринял очень хорошо. Обратная связь со зрителями показала, что такие пьесы очень важны и стоит ставить спектакли на темы нашего современного мира. Это волнует людей, прежде всего тема отношений, нравственные ценности. И я вот смотрю на таких людей — и тех, что на сцене, и тех, что в зале в качестве зрителей, — и думаю про себя: «Как я хочу профессиональный театр! Есть основа, на которой можно начать работать. В пьесе «Чёрненькие» очень хорошая философская мысль сформулирована в одной строчке в устах главного героя: «Вы полюбите нас чёрненькими, беленькими нас каждый штырь любил». Вот об этом речь идет, как трудно полюбить человека со всеми его ошибками, со всеми его тараканами в голове. Просто взять и полюбить, потому что очень хочется дать кому-то тепла…

Учёные люди говорят, в стране, в регионе должна сложиться определённая культурная, внутренняя политика, которая расставит приоритеты, необходимые для формирования и роста… И т.д. и т.п.

А по сути дела нужна одна политика — просветительская, где одна из целей — как можно больше людей вернуть в театр, в «живое» искусство, в полноценный контакт артистов и публики — глаза в глаза.

Ирина Шайтанова с этим согласна, а сама мыслит так:

— У театра есть миссия — он должен человека сделать лучше. Театр — это всегда духовный катарсис, очищение. Если актер это сделал, если он потратил на зрителя часть своей души, установил с ним обратную связь, то он — настоящий актёр. Мой худрук всегда говорил: «Если в зале всего один умный зритель — мы должны играть для него, а остальные подтянутся».


Беседовала Лилиана КАРАСЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 19 =