Испытание голосом

Испытание голосом

Фото из архива Любови Смирновой

В жизни певицы с уникальнейшим голосовым диапазоном Любови Смирновой были, как и у многих талантливых людей, взлеты и падения, везения и неудачи. Накануне своего юбилея артистка вспоминает свой творческий путь и дает советы начинающим вокалистам, основанные на собственном опыте

«Стать певицей, иметь успех, блистать, быть всеми любимой, богатой и счастливой мечтают многие девушки, которых судьба одарила хорошим голосом. Но чтобы стать настоящим профессионаломвокалистом, надо много потрудиться над собой, а еще обладать огромной выдержкой, хорошим физическим и психическим здоровьем, иметь высокую самооценку. Иметь не только хороший голос, но и «вокальную голову», то есть быть способным к обучению».

Так открывается рукопись книги «Стать певицей», над которой Любовь Смирнова начала работать в феврале этого года.

Сама она тоже в душе мечтала о сцене, но завоевывать ее не спешила. В маленьком поселке Бугульчан в Башкирии, где Люба выросла, ее талант не был востребован. Отец, бывший фронтовик, держал семью в жестких руках, а когда напивался, гонял и бил жену и детей. Поэтому Люба мечтала как можно раньше покинуть родительский дом. И поступила в ПТУ города Казани.

– Первая моя профессия – монтажник радиоаппаратуры, – вспоминает певица. Я стала работать на Казанском радиозаводе. Как и на многих больших предприятиях, там был свой Дом культуры с художественной самодеятельностью, куда я и записалась в кружок пения. Вел кружок Ренат Ибрагимов – он тогда учился в Казанской консерватории. «Тебе обязательно надо петь», – сказал он, когда услышал мой голос.

Благодарна я за поддержку своего таланта и солисту Казанского оперного театра Владимиру Лейбовичу – с его подачи я стала петь в хоре театра. Если бы не их участие в моей судьбе, я вряд ли решилась поступить в музыкальное училище. Ну и голос – у меня редкое лирико-драматическое сопрано – сыграл свою роль. Тогда ведь почти невозможно было поступить в музучилище, не имея за плечами музыкальной школы.

Она успешно окончила вокальное отделение Казанского музыкального училища, одновременно подрабатывая где только можно – семья мало чем могла ей помочь. Хотелось учиться и дальше. Любимая преподавательница Любы по вокалу  Муза Николаевна настраивала девушку: «Поезжай учиться в Ленинградскую консерваторию, там высокий уровень подготовки, ты обязательно поступишь!».

– Она все же уговорила меня и даже дала денег на дорогу. В Ленинград со мной поехали еще две выпускницы, получившие в училище дипломы с отличием.

«Чтобы иметь поставленный голос, хорошую вокальную технику, людям с классическими голосами необходимо окончить консерваторию – особенно это важно для тех, кто мечтает стать оперным артистом. Но чтобы туда поступить, нужны не только голос и талант, но и общая эрудиция, богатый внутренний мир. Ведь надо будет суметь понять, прочувствовать состояние героя песни, романса, арии, суметь войти в образ. Только тогда найдешь эмоциональный отклик у зрителей, затронешь самые тонкие струны его души, когда мурашки по коже и слезы на глазах». (Из рукописи «Стать певицей»).

– В тот год я впервые столкнулась с завистью и подлостью, когда Оля и Таня, приехавшие со мной из Казани поступать в Ленинградскую консерваторию, спрятали ноты арии, которую я должна была исполнить на прослушивании. А эта ария – Лаллы Рук из оперы Рубинштейна «Ферраморс» – очень сложная, чтобы ее спеть, нужно использовать очень большой диапазон голоса.

Арию Люба все же исполнила, да так, что ее тут же пожелали взять в свой класс три преподавателя вокала. Она сделала выбор – стала учиться у профессора Антонины Андреевны Григорьевой, которая  ставила голос оперной диве Елене Образцовой. А девчонок-отличниц судьба наказала – в консерваторию они не поступили.

– Годы учебы были и счастливыми, и тяжелыми – приходилось и холодать, и голодать. Но диплом, в котором было написано, что мне присвоена квалификация оперной певицы и преподавателя, я все же получила. Это был 1982 год. Получила я тогда и направление на работу – в музыкальный театр города Йошкар-Ола – столицы Марийской республики. Ехала с радостью и надеждой, что найду там не только любимую работу, но и семейное счастье.  Мама внушала мне, что если я не потороплюсь с замужеством, то останусь одна. Я и поторопилась – вышла замуж не по любви. Так Любовь Федотова – это моя девичья фамилия – стала Любовью Смирновой. Счастья этот брак не принес, мы с мужем расстались. Пришлось расстаться и с городом, и с любимой работой, чтобы не терзали воспоминания. В Хабаровске у меня жил и работал старший брат, я написала ему, он ответил – приезжай, работа будет.

«Даже дипломированному специалисту-вокалисту, получившему базовое высшее образование, надо много работать над собой – каждый день, да, да, каждый день петь, распеваться. Это требует системности, дисциплины, организованности и силы воли. В жизни также могут быть потери, огорчения, трудные ситуации, но профессиональный певец всегда должен петь на отлично в любом состоянии, всегда держать планку, как бы ни было тяжело». (Из рукописи «Стать певицей»).

«Ваш голос для оперетты не подходит», – сказали ей, как отрезали, в Хабаровском театре музкомедии. И посоветовали пойти в краевое управление культуры. Еврейская автономная область тогда входила в состав Хабаровского края и певице предложили поехать в Биробиджан, где требовалась солистка в областную филармонию. Маленький уютный город певице понравился с первого взгляда, потрясло здание филармонии, тогда оно было еще относительно новым.

– В филармонии, к сожалению, я проработала недолго, хотя поначалу приняли меня хорошо, устроили в одноместный номер гостиницы. Через два года предоставили и квартиру. Но мои требования стали считать завышенными, а я просто хотела в полную силу петь, раскрывать свой  талант, тот творческий диапазон, которым меня наградила природа. Во мне увидели сильного конкурента и устроили так, чтобы я ушла.

«И вот вы добились славы, признания, успеха и думаете: теперь я достигла того, чего хотела. Но не тут-то было! Вам придется пройти испытание завистью и интригами завистников-коллег, и если вы не сможете обеспечить себе надежный тыл, дать завистникам отпор, вас могут просто убрать со сцены – повод для этого всегда можно найти. Надо, чтобы рядом был близкий человек, продюсер, группа поддержки, родные – иначе вы можете сломаться. А от череды стрессов может пошатнуться здоровье и пропасть голос». (Из рукописи «Стать певицей»).

У Любови Смирновой не было такого надежного тыла, не было продюсера, который взял бы на себя, как сейчас говорят, раскрутку ее таланта. Была попытка устроить личную жизнь в Хабаровске, там найти работу, но и второй брак не принес счастья.

Она снова вернулась в Биробиджан, участвовала в мероприятиях, проходивших в городе, давала изредка сольные концерты. Учила вокалу молодые дарования. Уехать в другой город, где ее талант был бы более востребован, не помышляла – к Биробиджану певица прикипела, что называется, душой и сердцем, здесь прошла почти половина ее жизни.

–  Я очень ранима по натуре, и это во многом мешало мне в творчестве, где нужно иметь железные нервы, чтобы пройти огонь, воду и медные трубы и не сломиться. Я многого смогла добиться вопреки своему характеру, своей низкой самооценке, которая идет с детства. Но профессиональная невостребованность последних лет не раз приводила к депрессии. Ведь мой голос, мой талант никуда не делись, я не растеряла их, – с горечью делилась певица.

В репертуаре Любови Смирновой – многочисленные арии из классических опер, более ста классических и старинных романсов, русские народные песни и песни на идише, песни отечественных и зарубежных композиторов и песни о войне, которые певица исполняет так, что зрители просто замирают. Особенно трогательно в ее исполнении звучат старинные романсы и военные песни.

Идиш и иврит Любовь Смирнова освоила в Биробиджане, в репертуаре певицы два десятка песен на этих языках, которые она исполняла на Международных фестивалях еврейской культуры. В ее исполнении я слышала произведения на итальянском, английском, французском и немецком языках, в Казани она изучила татарский. Певице с ее редким голосом прочили большое будущее, успех на мировой сцене.  Природа одарила ее не только голосом, которым она может передавать множество оттенков, раскрыть настроение, но и хорошими внешними данными, большой артистичностью, которую еще называют сценичностью.

Есть у нее и собственные авторские песни, к которым она написала не только музыку, но и слова.

«От депрессии меня спасла вера в Бога и много добрых людей. Я решила изменить свой образ жизни и образ мыслей, жить для людей и Бога. Пишу стихи, книгу, стараюсь любить людей и жизнь, готова делиться накопленным опытом. И теперь имею право, пройдя через многие испытания, сказать девушкам, жаждущим блистать на сцене: «Ваш успех – стать хорошей женой и матерью, родить ребенка. В этом наше главное женское предназначение». (Из книги «Стать певицей»).

22 апреля Любовь Павловна Смирнова отметит свой юбилей. А в сентябре свой юбилей будет отмечать ее любимый город. Одну из своих авторских песен  она посвятила Биробиджану.

Она надеется исполнить ее на юбилейном концерте, надеется, что и на очередном Международном фестивале еврейской культуры зазвучит ее уникальный голос – идиш и иврит певица пока не забыла.

Мы желаем Любови Смирновой успехов в жизни, большого личного счастья и, конечно же, востребованности в творчестве. Ведь для настоящего артиста петь – это значит жить!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =