Истории в картинках

Истории в картинках

Фото автора и instagram.com

В Биробиджане прошла творческая встреча с американским художником Роном Реже

Рон Реже – автор книг в жанре графического романа, в том числе таких известных, как «Skibber Bee-Bye» и «Cartoon Utopia». В отличие от комиксов «графические романы» относят к «пограничному» жанру, стоящему на стыке литературы и живописи. В США он зародился в 1960–1980-е годы, когда начали расцветать альтернативные виды искусства. Но настоящая популярность к графическим романам пришла в двухтысячные. «Заразился» этим веянием и американец из Массачусетса Рон Реже. Его первый графический роман «Скиббер Би-Бай» был опубликован в 2000 году. «Истории в картинках» Рона переведены на французский, испанский, датский и итальянский языки, его работы выставлялись в США и за рубежом. Кроме того, его иллюстрации использовали газета «New-York Times» и фирма «Nike». Сейчас Рон живет в Лос-Анджелесе и ежемесячно выпускает книжку комиксов, которая распространяется по подписке. Среди графических романов Рона Реже есть и иллюстрированное изложение мистических теорий Елены Блаватской. Еще одно увлечение американца – музыка. Рон Реже играет на ударной установке в группе «Lavender Diamond».

По пути на Международный некоммерческий фестиваль графики и искусства комиксов Comic Arts Tyumen, который проходил в Тюмени, Рон решил сделать небольшую остановку и провести в трех городах Дальнего Востока – Владивостоке, Хабаровске и Биробиджане  – встречи с поклонниками этого жанра. Кстати, художник создал собственную афишу для Comic Arts Tyumen, что стало приятной неожиданностью для организаторов и гостей мероприятия.

– Пару недель назад с нашей общиной связались представители Генконсульства США во Владивостоке, – объяснил председатель Совета биробиджанской еврейской религиозной общины «Фрейд» Роман Ледер, – рассказали о приезде американского художника на Дальний Восток и предложили также провести встречу с ним в Биробиджане. Я поговорил с местными художниками, те идею поддержали. Так что мы предоставили наш шаббатный зал для мероприятия, пригласили художников, ребят, которые увлекаются искусством.

На встрече в общинном центре «Фрейд» пустых мест практически не было. Пообщаться с Роном Реже пришли местные художники и работники культуры, преподаватели ИЗО, школьники и студенты. Гость сначала очень волновался – в Хабаровске его визит был омрачен акцией протеста. Художника уличили в использовании свастики во время выступления и «обнаженки». Рон рассказал об истории развития комиксов и графических романов. И не мог не упомянуть о таком значимом событии для этой индустрии, как вручение престижной Пулитцеровской премии Арту Шпигельману за графический роман «Маус» («Мышь»). Родители Арта пережили Холокост, и именно этой теме он посвятил свое произведение. На обложке комикса присутствует изображение свастики и кота, похожего на Гитлера. Графический роман «Маус» был издан во многих странах мира, в том числе в России. Так что использование нацистских символов в данном контексте было уместно, да и никаких «голых» картинок Рон Реже не демонстрировал. Биробиджанцы заверили гостя, что хабаровской истории  не повторится, и они с пониманием относятся к его выступлению.

Рон Реже рассказал, что недавно в США вышла его книга с немного ироничным названием «Комиксы – это искусство. Мы вам так сказали». Ироничным потому, что на протяжении многих лет комиксы не считались искусством, а сейчас этот вопрос уже не обсуждается широкой публикой.

– В восьмидесятые годы я был подростком, – рассказал Рон. – И как многие подростки того времени интересовался комиксами. Я всегда любил рисовать, и мое любимое занятие было – создавать комиксы. Со временем у меня появился более взрослый взгляд. Я понял, что литература, которая издавалась в тот момент, была несколько детской. И хотя я интересовался комиксами, их содержание меня не устраивало. Я стал искать что-то новое и узнал, что есть много художников, которые создают комиксы, не обращаясь в крупные издательства, обнаружил мир альтернативных комиксов. В их числе были авторы, которые создавали комиксы о жизни молодых людей восьмидесятых, и я почувствовал себя причастным к данному течению. Также мне было интересно наблюдать за творчеством людей, которые выпускали комиксы без участия больших издательств. Я задумался, а как мне найти способ публиковать свои работы? И выяснил, что люди создают комиксы самостоятельно, распространяют их среди заинтересованных читателей, используя ксерокс. Я подумал, что тоже смогу так делать. Это была целая субкультура, огромная по масштабам, но невидимая для широкой публики. В таких изданиях авторы указывали свои адреса и адреса людей, которые создавали похожее искусство. Это было за двадцать лет до глобального распространения Интернета, и это был отличный способ найти людей со схожими интересами, видом деятельности и связями.

Я работал в копировальном магазине десять лет, так я мог зарабатывать на жизнь и делать ксерокопии своих работ, распространяя среди читателей. На протяжении многих лет я отправлял свои комиксы обычной почтой жителям США и других уголков мира. Молодым художникам бывает трудно найти аудиторию для своих работ, но для меня с самого начала не было такой проблемы. У меня были читатели из разных стран, я завел много друзей со всего мира, с которыми мы не виделись, но постоянно переписывались и обменивались работами. И некоторые из этих художников до сих пор остаются моими близкими друзьями.

Сейчас я продвигаю свои работы через Интернет, но также у меня большая аудитория, которая получает мои комиксы по подписке. Еще я делаю иллюстрации к другим произведениям и рисую коммерческие картины, но написание комиксов – это моя страсть номер один.

С развитием Интернета издательства почувствовали, что бизнес идет на спад. Многие из них закрылись. И тогда они поняли, что один из способов оставаться на плаву – выпускать графические романы.  Конечно же, графические романы не заменяют обычные книги, но дополняют их, считает Рон Реже. Они существуют в мире между рисунками и текстом, берут элементы из обоих видов искусства и соединяют их вместе. Графические романы могут быть созданы в любом стиле.

– Я опубликовал дюжину графических романов, – рассказал Рон Реже. – Я рассматриваю свое искусство в экспериментальном формате. Стираю горизонты и расширяю границы того, что известно. Нет одного главного персонажа, который повторялся бы в моих произведениях. У меня есть книги о собственной жизни, художественные произведения, графические романы, связанные с мистикой и новым поколением людей. Многие мои супергерои обладают магическими способностями, а еще я восхищаюсь людьми, которые обладают героическими качествами. В своем искусстве я также стараюсь использовать различные верования, которые возможно объединить. Недавно самостоятельно опубликовал книгу – до этого работал с издателями. Одно мое произведение вышло в Корее. Это очень вдохновляет меня. Чаще я работаю в черно-белом цвете. Комиксы легко читать, но я стараюсь делать их более сложными. В моих работах множество мелких линий, которые несколько затрудняют восприятие того, что я изображаю. Но у моих произведений есть свой круг поклонников.

После небольшой лекции Рон Реже ответил на вопросы биробиджанцев о своем творчестве и дал советы художникам. Он поведал, что как сам пишет тексты к своим графическим романам, так и использует произведения других авторов. А последнее время работает с древними текстами.

– Когда я был молодым, то хотел свободы самовыражения, – отметил гость. – Больше работайте, и вы найдете свою изюминку. В самом начале мои работы напоминали творения других авторов, но со временем я нашел свой стиль. Так что дерзайте.

Рон Реже также признался, что на его стиль повлияло то, что он работал с ксероксом, и его работы сначала издавались в черно-белом цвете. Он использовал большое количество линий, и именно это определило тот вид, в котором его графические романы существуют сегодня.

Американец признался, что хотел бы, чтобы его комиксы издавались по всему миру. Но сделать это непросто: он изображает «заковыристые» буквы, при переводе которых трудно сохранить авторскую манеру изображения. Тем не менее  перевод его произведений начался, но это не быстрый процесс. Рон отметил, что ему всегда интересно видеть свои комиксы на незнакомом для него языке.

– Есть много более успешных художников, но мне интересно создавать комиксы в собственном стиле, так я могу выражать себя, – поделился Рон Реже. – И я знаю, что есть художники, которые следуют моему стилю, копируют его и за счет этого популярны. Признаюсь, меня это немного задевает.

– Мне нравится, когда люди критикуют что-то в моем творчестве, – отметил напоследок гость из Америки, – поскольку лучше, когда у людей есть свое мнение, чем его нет совсем. Всегда хорошо, когда кто-то, рассматривая твое творчество, начинает задумываться. Сейчас я работаю над комиксом в стиле фэнтези, в котором будут связаны воедино мои прошлые произведения. Мне понравилось в России, хотелось бы снова сюда приехать.

Присутствующие на встрече с Роном Реже активно задавали вопросы, а напоследок некоторые взяли у американского художника автограф и сфотографировались с ним на память.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *