История русской газеты: от «Курантов» до интернета

Это было не печатно…

Первая русская газета появилась… Нет-нет, не в том году, что вы подумали! И сейчас не юбилей. Отнюдь не всё первое в России ведёт своё начало от царя Петра Первого. Кое-что смогли и его предшественники.

Первая русская газета не имела постоянного названия. Встречается наименование «Куранты о всяких ведомостях», «Вестовые письма». В исторической литературе чаще используют краткие варианты — «Вести» или «Куранты». Постоянно газету начали выпускать в Москве в 1621 году. Хотя отдельные выпуски появлялись ещё в июне 1600 года — за 103 года до петровского детища!

Это было, говоря современным языком, элитарное издание — для информирования о происходящем в мире царя и боярской думы. «Тираж» газеты был соответствующий — считанные экземпляры, ибо газета была… рукописной. Архаика, конечно, даже для начала XVII века. Тогда отлично знали, что такое печатный станок. Но напомним: хорошая бумага в России и тогда была импортной, а гусиные перья — местный ресурс, практически неисчерпаемый в крестьянской стране, где вопросами всеобщей грамотности не заморачивались. Может быть, в этом ответ на вопрос, почему первая русская газета не стала первым отечественным СМИ? И в таком виде «царская газета» выходила 80 лет, вплоть до начала XVIII века. Тем не менее, считая от «Курантов», газетному делу в России уже 416 лет! И началось оно в царствование Бориса Годунова.

«Датский» вопрос

Даже если считать день рождения отечественной журналистики и печати «от Петра», то принятое 13 января 1703 года — тоже не­однозначная дата. “Указ о печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях” Пётр подписал 15 декабря 1702 года.

Первый полноценный печатный выпуск «Ведомостей» царь курировал и редактировал лично.  Именно с «Ведомостей» стоит считать начало российских СМИ — средств массовой информации. Хотя тиражи поначалу не впечатляли — до нескольких сотен экземпляров. А вот обычный объём газеты составлял 8-16 страниц, доходя до 22-х страниц. Учтите, что это без  телепрограммы!

Есть у нас «Правда» и другой не надо

После Октябрьской революции 1917 года новые власти ввели в России не только новый календарь и орфографию, но и новые даты, которые надлежит отмечать отечественным СМИ. Так 5 мая стало Днём советской печати. Точкой отсчёта для него стал день выхода первого номера газеты «Правда»: 22 апреля 1912 года по старому стилю, 5 мая — по новому.

Споры и жизнь

С появлением интернет-СМИ, а тем паче — с совершенствованием всевозможных мобильных гаджетов многие стали пророчить полную и окончательную гибель традиционных СМИ — не только газет, но и телевидения с радио.

Один из самых влиятельных российских медиаменеджеров Владимир Сунгоркин уже изрёк: жить печатным СМИ осталось шесть-восемь лет, останутся только государственные издания. Но сам расставаться с постом главного редактора и генерального директора ЗАО ИД «Комсомольская правда» не спешит. Ещё бы! «Комсомолка» имеет тираж три миллиона экземпляров и кроме России распространяется по странам СНГ. И хотя издательство имеет свои сайты, радио и телевизионный проект, классикой жанра остаётся бумажная газета. А классика — вечна!

В самом деле, сколько раз молодые и задиристые конкуренты пытались «хоронить» различные виды искусств. Утверждали, что фотография уничтожит живопись, кино убьёт театр, их обоих добьёт телевидение…

А тем временем в двух странах, стремительное развитие которых никто не ставит под сомнение,  тиражи газет и журналов растут! Это Китай и Индия. Доходы газетно-издательского бизнеса Китая в 2015 году показали рост 8,5%. Больше, чем экономика страны в среднем. Чтение солидных газет в Индии и Китае — это показатель статуса. Это занятие людей, умеющих думать и искать нужную информацию и понимающих, за что они платят. Это — не потребители перепостов в Сети…

К такому выводу близок и украинский журналист Владимир Стус: «Сначала массовая новая продукция практически полностью вытесняет старую вместе с индустрией её производства и обслуживания. Затем новый продукт перестаёт быть модным, инновационным и зачастую деградирует по ряду показателей».

А классика — остаётся. Обладание ею, умение ею пользоваться подчёркивают статус владельца. Миллиардер покупает яхту, старинный автомобиль или верховую лошадь, не сравнивая их скорость передвижения с современным массовым транспортом. И глупо перед их владельцами гордиться своим прокатным лимузином. Ведь в это ретроавто вас никогда не пригласят…

«На мой взгляд, примерно то же самое ожидает и печатные СМИ, — пишет Владимир Стус. — Сеть, становясь основным средством массовой информации и коммуникации, стремительно деградирует в содержательном плане. Это и понятно, ведь интернет вырос из Сети, объединяющей университеты и научные институты, поэтому с ростом пользователей его содержательная деградация была неизбежной». Газеты же сохраняют традицию мышления и вкуса и, не торопясь, должны делать то, на что у рабов интернет-скоростей нет времени и желания.

В таком прогнозе с коллегой хочется согласиться. Особенно в День российской печати, к которому почему-то  так охотно присоседились даже «сетевики».

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *