История взлетов и падений

История взлетов и падений

Елены Вербицкой

Таможенные органы ЕАО и структуры, существовавшие до них, всегда стояли на страже экономических  интересов России

Если обратиться к истории таможенного дела в ЕАО, то она состоит из взлетов и падений. А первая дата в ней приходится на 1909 год. Именно тогда на землях будущей автономии  были созданы Раддевский (Радденский), Михайло-Семеновский таможенные посты и Екатерино-Никольская таможенная застава. Четырьмя годами позже появились Пашковская таможенная застава, Союзный и Забеловский таможенные посты и Сунгарийская таможенная брандвахта (в устье реки Сунгари). Все  они находились в подчинении инспектора Хабаровского таможенного участка. В 1914 году основали еще один таможенный пост — Венцелевский.

Правила пересечения границы в те годы были облегченными, и лишь для длительного пребывания на сопредельной территории требовался заграничный паспорт. Для местных жителей при выезде за границу и пребывании там сроком до трех суток требовался только пропуск, выдаваемый пограничными полицейскими властями. Граждане Китая при  переходе на нашу территорию на такой же срок платили сбор в размере 75 копеек.

Учитывая трудности в обеспечении жителей, проживающих в приграничной местности, продукцией промышленности из западных областей империи, здесь действовала 50-верстная пограничная полоса,  в которую импортные товары для собственного потребления ввозились беспошлинно. Но с  первого января 1913 года эти льготы в Амурской области и по сухопутной границе Приморской области были отменены.

В ведомости Союзного таможенного поста за 1913 год о беспошлинном ввозе приграничными жителями значатся: 474 пуда пшеницы, 46 пудов ячменя, 22 пуда кирпичного чая,  шесть пудов копченой кеты и почти  четыре пуда соевого масла, а также 1750 пудов сена, накошенного на китайской территории. По действующим на тот момент правилам жителям пограничных населенных пунктов не возбранялось перевозить через Амур и Уссури продукцию сельского хозяйства и охотничьего промысла с китайского берега на русский.  

В годы Первой мировой войны в связи с призывом в действующую армию мужчин трудоспособного возраста стали упрощаться правила пересечения границы для граждан Китая и Кореи, которые въезжали для работы на промышленных объектах. Так, в одном из предписаний было разрешено пропускать китайцев и корейцев, приглашенных работать на металлургических предприятиях и угольных шахтах, при предъявлении национальных паспортов с визами наших консульств, без оформления обязательных русских билетов и других формальностей. 

Вместе с тем с началом войны запрещался вывоз за границу всех продуктов питания, кож и шкур, цветных металлов и изделий из них. Постепенно правила ужесточались — запретили вывоз золота в любом виде, затем дошла очередь до шерсти, пряжи, валенок и сапог, резиновых галош. Правда, для жителей приграничных населенных пунктов были сделаны исключения — разрешалось вывозить в Китай, в пределах среднегодовой нормы, рис и овощи.

События Первой мировой войны самым пагубным образом отразились на таможенном деле России. К осени 1917 года таможенная система государства оказалась практически разрушенной. Работа большинства таможен была приостановлена. Многие из них закрылись на долгое время, а то и вовсе прекратили свое существование. В дальнейшем таможни то упраздняли, то вновь восстанавливали и даже открывали новые в интересах охраны экономического благосостояния республики. В частности, в 1920 году открыли Благословенский таможенный пост, а в 1923-м начался обратный процесс.

Из-за сокращения внешнеэкономической деятельности  упразднили Союзный и Венцелевский таможенные посты. Пашковская, Екатерино-Никольская, Михайло-Семеновская таможенные заставы получили статус таможен третьего разряда. Техническое оснащение даже тех оставшихся учреждений, которым передали имущество всех ликвидированных таможен и постов, было очень низким. Достаточно перечислить предметы, проходившие по описям: весы с гирями, спиртометр, термометр, посуда жестяная с делениями для измерения объема, воронки, метр металлический, фонарь ручной, щуп железный, пишущая машинка.

В 1925 году закрыли Раддевский и Забеловский таможенные посты и Пашковскую таможню, в следующем — Екатерино-Никольскую таможню. В 1928 году закрыли Михайло-Семеновскую таможню,  в 1929-м упразднили Усть-Сунгарийскую таможенную брандвахту.  Это было последнее таможенное учреждение того времени на территории, которую теперь занимает Еврейская автономная область.

Из-за фактического закрытия границы и отсутствия в кооперативных лавках самых необходимых товаров,  а также в связи с неоправданно высокими ценами на имеющиеся, низкого уровня жизни жители приграничных населенных пунктов продолжали приобретать товары в Китае. В рапортах отмечалось, что главными базами контрабандистов являются станции Тихонькая, Ин и Бира. В отчете по борьбе с контрабандой за период с первого января по первое апреля 1927 года сообщается о 108 задержаниях на сумму в 3249 рублей. Основными видами конфискованных товаров были мануфактура, чай кирпичный, спирт, бумажная вата.

С 1909 года за короткий промежуток времени, всего за 20 лет, таможенные учреждения успели поработать по законам Российской империи, двух Временных правительств — Керенского и Колчака, буферной Дальневосточной республики и, наконец, в жестких условиях восстановления разрушенного Гражданской войной и интервенцией народного хозяйства. При любой власти таможенники  стояли на страже экономических интересов России, пресекая незаконный ввоз и вывоз золота и валютных ценностей, оружия и наркотических средств, а также незаконную миграцию.

Прошло почти 60 лет с закрытия таможен на территории, которую сегодня занимает ЕАО, прежде чем в  Биробиджане появился первый сотрудник таможенных органов. Это была Галина Иннокентьевна Васильева, таможенный уполномоченный Хабаровской таможни в нашем городе. Шел 1988 год. С него и начался новый виток в истории таможенного дела. В 1990 году создали Биробиджанский таможенный пост, подчиненный Хабаровской таможне.

А датой рождения Биробиджанской таможни считается 12 сентября 1991 года, когда пост преобразовали в таможню и передали ей Нижнеленинский пост. Зоной деятельности таможни стала Еврейская автономная область.

В структуре учреждения появились отделы: статистики, по борьбе с контрабандой, валютный, автоматизированных систем управления и другие.

Таможня развивалась, появлялись новые подразделения, оснащенные современные техническими средствами. Пункты пропуска таможни оборудовали техническими средствами радиационного контроля — это стационарные системы «Янтарь», переносные средства измерения, дозиметры и спектрометры. Техническими средствами радиационного контроля оснастили и склады временного хранения.

В 2007 году в Биробиджанскую таможню поступило новое средство контроля — мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, предназначенный для осмотра крупногабаритных грузов и транспорта. Через год организовали мобильную группу по его применению, на базе которой в дальнейшем  создали отделение. Оно функционирует на пункте пропуска «Нижнеленинское». Его сотрудники прошли серьезную подготовку, постоянно повышают свою квалификацию. Использование комплекса не раз предотвращало незаконный ввоз товаров в нашу страну, позволяло пресечь такие правонарушения, как незаконное перемещение дериватов животного происхождения, валюты, драгоценных металлов, биоресурсов, товаров народного потребления, наркотических и психотропных веществ.  

Функциональная группа по таможенной инспекции осуществляет таможенный контроль после выпуска товаров. Ее сотрудники проводят проверки документов и сведений, общие и специальные ревизии, осматривают помещения и территории. Проверки выявляют различные нарушения — от занижения таможенной стоимости товаров, предоставления недостоверных сведений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, до несоблюдения запретов и ограничений.  

Сегодня в Биробиджанской таможне проходят службу 135 должностных лиц. В структуре учреждения два таможенных поста — Амурзетский и Биробиджанский. Действуют три автомобильно-речных пункта пропуска — Амурзет, Нижнеленинское и Пашково. 

Основным торговым партнером ЕАО продолжает оставаться Китайская Народная Республика (99,4 процента от всего импорта, 97,2 процента от всего экспорта). Товарная структура импорта в нынешнем году включает в себя металлы и изделия из них, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, машины и оборудование. Среди экспортных поставок наибольший удельный вес приходится на лес и лесоматериалы, целлюлозно-бумажные изделия. Кроме того, на экспорт идут минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

В этом году празднование очередной, двадцать третьей годовщины Биробиджанской таможни совпало с празднованием 80-летнего юбилея Еврейской автономной области. Как и в прежние годы, таможенники весьма ощутимо пополнили федеральный бюджет.  

Здесь широко используют такие современные технологии, как электронное декларирование и предварительное информирование, что позволяет ускорять таможенные процедуры, выполнять их качественно, защищая экономические интересы государства.

При подготовке публикации использована информация из книги В.В. Шевченко «Биробиджанская таможня на рубеже веков 1991-2011» 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 10 =