Иван БЕЗМАТЕРНЫХ: Скульпторы у нас оживают с морозами

Иван  БЕЗМАТЕРНЫХ: Скульпторы у нас  оживают с морозами

Фото из личного архива Ивана БЕЗМАТЕРНЫХ

Когда на землю ложится снег, люди погружаются в шубы, а предновогодняя суета подначивает «приглядеть» елку в дом, на улицах города появляются Они…

Нет, не Дед Мороз и Снегурочка. А самые настоящие скульпторы!

Иван Безматерных – один из тех, кто ежегодно трудится над ледовыми скульптурами и создает целые ледовые городки в Биробиджане.

В его портфолио десятки успешных работ. Особенностями тяжелой, но интересной работы Иван с удовольствием поделился в нашем интервью.

Холодное дело

– Иван, каждый год Вы создаете в городах Дальнего Востока прекрасные ледовые скульптуры, которые радуют глаз целый зимний сезон! Скажите, что подвигло Вас к занятиям этой нелегкой творческой деятельностью?

– Мне очень нравится скульптура. Среда работы. Процесс. Особенно обожаю детали творческого пути: поиски идей и решений будущей работы, атмосферу создания скульптур изо льда, общение с людьми и новые знакомства. Мне нравится, когда из большой глыбы льда постепенно «рождается» какой-либо образ. Шаг за шагом он становится более выразительным и понятным. Наблюдается некая градация стадий, понимаете? Люблю искать композиционные решения и различные декоративные детали в процессе самой работы. Скульптура должна нравиться, прежде всего, мне самому, а совершенствование превращается в длительный творческий процесс.

– Трудиться над скульптурой, понятно, нелегко, тем более на морозе! В таком сложном деле у Вас есть напарник или привыкли справляться без чьей-либо помощи?

– Постоянный напарник, конечно же, есть – Андреев Никита Викторович. С ним мы работаем около 10 лет. Каждый сезон собираемся вместе. Работать в команде – это большое удовольствие. Можно сказать, мы дополняем друг друга и постоянно чему-то учимся. Иногда приходится трудиться с другими людьми, но это тоже довольно интересный опыт! Совместных работ с напарниками предостаточно.

Мы неоднократно участвовали в конкурсах ледовой скульптуры. Например, совместная работа «Овен» была посвящена Году кино. Участвовали в фестивале льда и снега в Китае, в Харбине. Там мы работали в три пары рук! С нами был ещё отец Никиты – Андреев Виктор Николаевич. Еще с Никитой мы ежегодно оформляли ледовые городки в Биробиджане, Хабаровске и в Ленинском.

– Наверное, в Вашей семье тоже были талантливые скульп­торы, по стопам которых Вы
и решили пойти? Ведь так искусно вырезать – явно дарование, передавшееся по наследству!

– Думаю, талант перешёл в наследство от отца. Он прекрасно резал маленькие скульптуры из дерева и дарил всем своим знакомым. И замечательно рисовал. Скульптурой я стал заниматься ещё на четвертом курсе нашего пединститута (ныне ПГУ им. Шолом-Алейхема). У меня как-то сразу начало получаться. Это выходило как бы само собой. Сколько помню, я всегда обладал превосходным объемным мышлением. В школе обожал геометрию, очень быстро собирал что-то из деталей конструкторов, а лепка из любого материала, будь то глина или пластилин, давалась легко.

– Ледовой скульптурой можно заниматься только с наступлением зимы. Выходит, это сезонная работа?

– Именно. Я занимаюсь ею всего лишь одну-три недели в году. Всё зависит от заказов и конкурсов.

– Зато зима у скульпторов активная! И продуктивность в этот период высокая. Отсюда стоит сделать вывод, что удачных работ выходит много?

– Хороших скульптур достаточно! Больше всего из моих работ выделяются «Фигуристка» и «Пегас», а из последних – «ДиаФильм» (на фото).

 

Кипяток на льду не помеха

– Знаю, что Вы неоднократно принимали участие в конкурсе «Хрустальная менора», который каждую зиму проводится на разных площадках Биробиджана. Как Вы стали его участником?

– В городских конкурсах участвую с 2004 года. Название конкурса «Хрустальная менора» постоянно меняется, и о нем я узнал в вузе. Просто в тот период работал на кафедре ИЗО и дизайна Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Вообще, множество наших преподавателей и студентов участвовали и участвуют в этом мероприятии и выезжают за пределы области.

– Чтобы трудиться с новыми силами, нужно отдохнуть и хорошенько поесть. Но трапезничать на морозе – проблематично. Что едят и пьют ледовые скульпторы в перерывах между работой?

– Во время конкурса мы обычно питаемся «быстрой» лапшой, печеньем и пьём чай, так как это – единственная пища, которая не замерзает зимой на улице и тебя греет. Самое главное в питании «на льду» – горячая вода. У нас даже есть «дежурный чайник», который активно используется.

Я и музыке не чужд

– А как же посидеть возле батареи, отдохнуть в тепле?

– Опыт показал, что ходить греться в помещение и разогревать пищу во время конкурса – совершенно бесполезное занятие: тратится много времени. И всё это расслабляет.

– А помимо льда, Вы работали с другим материалом?

– Был опыт резьбы деревянной скульптуры – помогал ребятам в конкурсе деревянной скульптуры в Хабаровске. В Комсомольске-на-Амуре вообще создавал скульптуру только бензопилой. Это было очень интересно!

– Для работы со льдом, наверное, нужны специальные инструменты?

– Мои основные инструменты: бензопила – для выпиливания больших кусков льда, различные стамески для самой резки, тёрки для склеивания льда, ножовка для выравнивания плоскостей и тонирования, наждак, удлинители и лампы для работы ночью.

– Ого! То есть, Вы работаете над скульптурами даже ночью?

– В основном, когда участвую в конкурсах. Мастерам дают несколько дней на создание скульптуры, и нужно управиться в срок, поэтому много кто остается трудиться в это время.

– Это же почти сутки на морозе! Разве можно продержаться в декабре на улице настолько долго и не покрыться сосульками?

– Конечно, можно! Просто надо одеваться очень тепло. В разное время суток и при выполнении различных работ одеваться необходимо по-разному. Есть работы, для выполнения которых нужно, наоборот, снять одну куртку и надеть более тонкую. Если этого не сделать – будет очень жарко! Тяжёлая работа отлично согревает. При выполнении более тонких, точных работ (декор, выравнивание плоскостей) очень холодно, потому что практически всё время находишься в статичном положении.

– Скульптура – трудоёмкий и довольно тяжёлый процесс. Выгодно ли заниматься этой деятельностью в наше время?

– Всё зависит от уровня погружённости в работу. Для меня это больше хобби, и занимаюсь я им месяц в году. Деньги можно заработать: всё зависит от заказов. Но, как правило, половина всех средств всегда уходила на приобретение инструментов и одежды.

– Ледяной крест в Крещенском городке, наверное, одна из Ваших самых крупных работ, судя по портфолио. Как удалось создать такой большой объект за короткое время? К тому же Вы работали в одиночку, значит, и с ледовыми блоками приходится управляться самостоятельно и рассчитывать только на свои силы.

– Открою вам тайну: всё проще, чем кажется. Скульптуру «Крест» я делал четыре раза и каждый год «оттачивал» мастерство. В первый раз работа шла три дня, но в дальнейшем скорость начала увеличиваться. Когда знаешь все этапы, тонкости – работаешь уже «на автомате». Этап декорирования для меня самый интересный, и если остается время, я могу до окончания срока резать лед, тем самым создавая узоры, которые можно увидеть, если подойти ближе.

– На предстоящий сезон у Вас, скорее всего, есть в запасе множество творческих планов?

– Несомненно! Собираюсь и дальше участвовать в местных, российских и международных конкурсах, а также заниматься оформлением города к зимнему сезону.

– Каждый год в конкурс «Хрустальная менора» включаются новые участники с небольшим опытом. Что посоветуете своим юным коллегам в их начинаниях?

– Прежде всего – соблюдать технику безопасности. Со льдом нужно быть осторожным и помнить несколько важных правил:

  1. Изначальная масса блока 2х2х0,5 – 2 тонны. Поэтому нужно выпиливать и обрабатывать лёд предельно аккуратно. Лёд имеет хрупкую структуру и при работе со стамеской можно одним сильным ударом ненароком обвалить большую часть будущей скульптуры;
  2. Инструмент, с которым работают скульпторы, очень острый. Он предназначен для того, чтобы резать. Неумение правильно работать со стамеской и бензопилой может создать проблемы со здоровьем: травмы в этом ремесле тоже случаются. Неловкость или неправильный расчет могут привести к весьма печальными последствиям;
  3. Нужно хорошо одеваться, потому как заболеть на холоде можно запросто. Утепленный костюм, обувь и горячие напитки помогут вам не озябнуть, а перерывы в теплом помещении придадут больше сил для работы.

Главное, «не перегореть» к ледовому искусству, когда выйдешь на мороз, и тогда всё получится!


Беседовала Анастасия КУДИНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *