Как евреи в Лунинце поселились

В восточной части Брестской области есть городок Лунинец, который еще в конце XIX века стал важным железнодорожным узлом. Значительную часть   населения этого белорусского местечка некогда составляли евреи-ремесленники

В первой половине XIX столетия Лунинец представлял собой деревню Пинского уезда Минской губернии. Во второй половине столетия положение резко изменилось: строительство Полесских железных дорог, пик которого пришелся на 1980-е годы XIX столетия, превратило Лунинец в крупную железнодорожную станцию. 

Строительство железной дороги Гомель-Брест привело в деревню большое количество рабочих. Ранее лунинецкие крестьяне занимались тем, что продавали в соседнем местечке Кожан-Городок сельскохозяйственные продукты, а на вырученные деньги приобретали различный инвентарь. Крестьяне не нуждались в широком ассортименте товаров. Другое дело – прибывшие рабочие. Они-то и стали причиной тому, что в Лунинце появились первые еврейские ремесленники и торговцы из Кожан-Городка. Однако суровые российские законы были таковы, что приезжие евреи не имели даже права переночевать в деревне, не говоря уже о жительстве. Ситуация была неоднозначной. С одной стороны – рабочие, испытывающие нужду в товарах, и евреи, готовые решить их проблему, а с другой – суровые  запреты со стороны властей. 

Еще острее встал вопрос, когда началось строительство железнодорожной ветки Барановичи-Сарны и возведение в десяти километрах от деревни Лунинец железнодорожного моста. Деревня, которая постепенно превращалась в важный торговый и ремесленный центр, становилась все более привлекательным местом жительства для евреев. 

Помогли ли евреи (пусть и косвенно) возвышению Лунинца как железнодорожного центра? Говорят, что да, помогли. Если верить местной легенде, инженеры, проектировавшие вторую линию ветки Барановичи-Сарны, предложили пинским евреям сделку. За определенную сумму они обязывались провести линию через Пинск, а не через Лунинец. В этом случае экономические возможности Пинска могли в разы возрасти. Евреи отказались. Они были уверены, что решение о проведении линии через Пинск уже принято, а у них же хотят обманным путем выманить деньги. Однако вторая линия ветки Барановичи-Сарны все же прошла через Лунинец. 

Болота и сложные климатические условия затянули строительство моста на длительный срок. Число рабочих, приезжавших на строительство из разных частей Российской империи, с каждым годом увеличивалось. Их продолжали обслуживать торговцы и ремесленники из Кожан-Городка. Позднее к ним присоединились евреи из Лахвы и Давид-Городка. Евреям по-прежнему официально не разрешалось проживать в Лунинце. Но они приезжали несмотря ни на что. Постепенно их присутствие стало чем-то разумеющимся. Таким образом, рациональность и экономическая выгода победили суровые запреты. В 1882 году евреи получили право на проживание в 109 деревнях Российской империи. В их число вошел и Лунинец. 

Евреи выстраивали дома, у них появились своя синагога, миква, земля под кладбище. Средства на постройки выделяла еврейская община соседнего Кожан-Городка. Среди ремесленников и кустарей, населявших тогда город, были кузнецы, сапожники, портные, мацепеки, резники, тряпичники… Население росло, город строился. Вскоре появились железнодорожные мастерские, были построены две мельницы, русское и еврейское народные училища, церковно-приходская школа и хедеры. 

В 1939 году Лунинец был включен в состав Белорусской ССР. Жизнь ремесленников тогда круто изменилась. Появились запреты на индивидуальную трудовую деятельность, стало повсеместным принудительное кооперирование мастеров, началась депортация недовольных в Сибирь и другие отдаленные районы СССР. Однако самые тяжелые времена в местечке наступили с началом немецкой оккупации Лунинца, которая продолжалась с 10 июля 1941-го по 10 июля 1944 года и унесла тысячи жизней. Так ушли в небытие еврейские мастера и умельцы, которые кормили и согревали эту землю своим трудом. Оборвалась преемственность поколений.

После войны в Лунинец вернулись немногие еврейские семьи. Власти не разрешали открывать синагогу, поэтому верующие собирались в миньян тайно. Религиозные евреи выбирали профессии, сохранившиеся с давних времен, чтобы иметь возможность соблюдать иудейские традиции. Одни собирали утильсырье (тряпичники), другие шли работать в колхозные кузницы, третьи клали печи во вновь отстраиваемых домах, четвертые вспоминали ремесло сапожника, портного, шорника и др. Главное, что все эти профессии позволяли им не нарушать заповеди субботы. 

В конце 1940-х – начале        1950-х годов несколько еврейских семей использовали довоенные польские паспорта, чтобы выехать из Лунинца в Палестину.  В настоящее время в Лунинце даже нет еврейской общины, ведь проживает там всего несколько еврейских семей. Те же, кто уехал много лет назад, никогда не забывали о своей белорусской родине и основали в Израиле еврейское землячество. 


 

Оксана Репик

По материалам сайта beljews.info, а также книги Льва Колосова «Вымершие и умирающие профессии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *