Как молоды мы были

Как молоды мы были - Старший кондуктор Самуил Гулуб.  Фото Х.Гринберга

Старший кондуктор Самуил Гулуб. Фото Х.Гринберга

Мы начинаем печатать серию фоторабот об истории становления и развития Биробиджана

Меня, как человека, занимающегося фотографией уже пятьдесят лет, конечно, интересует, что и как  снимали фотографы в нашем городе. В далекие 30-е годы фотоаппараты были громоздкие, крепились на треногах, и чтобы сделать снимок, требовалось время. Низкочувствительные фотоматериалы, съёмка на стеклянные пластинки  не позволяли фотографам «писать светом» репортажи. Фотографии были сплошь  постановочные. Судя по снимкам того времени, в Биробиджане побывало немало фотографов, однако не удалось выяснить,  где они работали. В газетах «Биробиджанская звезда»  и «Биробиджанер штерн»  фотографий печатали мало, и в основном портреты, причём павильонные. Производственные снимки появились позже, некоторые из них были представлены на Второй Всесоюзной фотовыставке в Москве  в 1935 году.

Пионерский лагерь. Фото Х.Гринберга

Среди известных фотожурналистов того времени, проживавших в столице, фамилия Л.Гершковича не встречается, хотя фотографии этого мастера присутствуют в различных изданиях. Предположительно, он приехал к нам из Харькова. В областном краеведческом музее сохранились фотографии двух альбомов, подаренных области, и снимки, скорее всего, сделаны в том числе Гершковичем. Неизвестно, сколько времени он прожил в Биробиджане и что конкретно фотографировал. К сожалению, фамилии авторов фотографий не указаны. Доподлинно известно, что в Биробиджане в 30-е годы работали фотографы Х.Гринберг, Г.Ройзман, Н.Соколов, П.Русанов. Они делали производственные портреты и жанровые снимки, которые все без исключения были постановочные.

Первая Всесоюзная фотовыставка прошла в Москве в 1928 году, в экспозиции было представлено пятьсот фотографий двадцати трёх авторов. В это время первые переселенцы стали приезжать на станцию Тихонькая для строительства области. А следующая выставка состоялась через семь лет, в 1935 году. Тогда фотографическая общественность разделилась на два лагеря: консервативная – портреты и пейзажи – и прогрессивная. Одним из лидеров того времени был Александр Родченко, ставший позже известным фотографом мирового уровня. Авторами второй выставки были мастера светописи, которые приезжали в область и оставили нам фотоисторию первых лет жизни города и области. Это Макс Альперт, Семён Фриндлянд, ставшие сподвижниками Александра Родченко. Они печатали свои снимки в журнале еврейской советской общественности «Трибуна», издававшемся ОЗЕТом. С этим многотиражным иллюстрированным журналом сотрудничали и другие известные советские фотографы, один из них Роман Кармен.

Фабрика гнутой мебели.
Фото Л.Гершковича

В начале тридцатых годов промышленность СССР наладила выпуск малогабаритных фотоаппаратов ФЭД, и репортёрам стало легче работать. Л.Гершкович во второй половине тридцатых годов был репортёром «Трибуны». В журнале высоко оценили его серию снимков, сделанных на фабрике гнутой мебели имени Димитрова в Биробиджане. Эти крупноформатные фотографии соединяют принципы репортажной съёмки с элементами композиции, заимствованной из творческого опыта «демократического изобразительного искусства». На снимке «Цех производства стульев» – монументальные фигуры рабочих, откровенно позирующих перед фотокамерой, вполне соответствуют «методу образного обогащения действительности».

Фабрика гнутой мебели.
Фото Л.Гершковича

Производственный портрет работницы цеха гнутой мебели, несмотря на почти родченковское диагональное построение кадра, также близок скорее к живописи, чем к репортажной фотографии. Но эта работа проникнута искренней симпатией к слегка смутившейся девушке перед наведённым на неё объективом. Хотя фотосерия в целом довольно интересна, столь нарочитая постановка кадров лишает многих из них той достоверности, которой по определению должен отличаться настоящий фоторепортаж.

Выполненные Х.Гринбергом в 1936-1937 годах портреты биробиджанских передовиков производства уже полностью соответствуют канонам социалистического реализма. Похоже, фотограф почти буквально следовал советам авторов популярных брошюр для фотокорреспондентов, которые рекомендовали снимать производственный портрет рабочего, инженера, агронома неработающим. Обстановка же, производственная одежда, инструмент, перо или кисть в руке будут служить деталями, выявляющими профессию фотографируемого человека.

В 1930 году вышел первый номер журнала «СССР на стройке», созданный по инициативе Максима Горького. Это новое издание ставило перед собой широкие пропагандистские задачи. Для работы в журнале были привлечены лучшие фотографы и художники того времени. Около двадцати номеров журнала подготовил Александр Родченко, выдающийся фотохудожник, дизайнер, мастер фотомонтажа. Велика была роль А.Родченко и в развитии советского фотоискусства. Многие характерные для его работ приёмы съёмок впоследствии вошли в арсенал фотохудожников всего мира. Неудивительно, что в архивах ОЗЕТа и ОРТ имеется много снимков, выполненных в характерной родченковской манере.

Семья колхозника Михеля Гефена. Фото М.Альперта и С.Фриндлянда

1933 году вышел тематический номер журнала «СССР на стройке», посвящённый освоению Дальнего Востока. Почти половина страниц журнала отведена фотографиям, сделанным в Еврейской автономной области. Эти снимки охватывают едва ли не все жанры советского фоторепортажа. Есть здесь выполненный методом монтажа в духе Родченко впечатляющий фотоочерк о первых шагах переселенцев в ЕАО. Широко представлены пейзажи заповедных уголков дальневосточного края. Особой выразительностью отличаются ракурсные фотопортреты передовиков производства: трактористов, пасечников, рыбаков. Авторами этих снимков были прославленные мастера советской фотографии Макс Альперт и Семён Фриндлянд.

Хотя участие корифеев советского фотоискусства в создании фотолетописи Еврейской автономии было скорее эпизодическим, сам факт их обращения к этой теме был очень важен. На них равнялись, им подражали, у них учились.


Ефим ВЕПРИНСКИЙ, председатель Общества фотоискусства ЕАО, член Союза художников России

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − 1 =