Как поддержат учителей

Как поддержат учителей

Олега Черномаза

Молодых педагогов в школы области готовы привлечь условиями труда и денежными пособиями

Государство и регионы стремятся привлечь выпускников педагогических вузов в школы, особенно в сельские, где порой остро ощущается нехватка учителей. Что влияет на зарплату педагогов и как привлечь в школы области молодых специалистов, корреспонденту «БШ» рассказала председатель комитета образования ЕАО Татьяна Пчелкина.

— В этом году оплата труда школьных педагогов увеличилась. Скажите, Татьяна Михайловна, а разнятся ли зарплаты городских и сельских учителей?

— Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» средняя зарплата учителя должна быть равна средней заработной плате по экономике региона. Понятно, что зарплата не может быть одинаковой у всех — у педагогов разная нагрузка и разная наполняемость классов, на уровень зарплаты влияет, где расположена школа, в сельской местности или в городской, также на уровень зарплаты влияют и выплаты стимулирующего характера. В школах введено нормативное финансирование, то есть зарплата педагога зависит от числа учащихся в классе. Понятно, что у одних 25 учеников в классе, у других — всего 12-13 человек. Но при этом существуют отдельные нормативы для городской школы — 25 учащихся в классе, для сельской школы он ниже — нормой является наличие 14 учеников в классе. 

В области ведется ежемесячный мониторинг зарплаты, в соответствии с которым более 78 процентов педагогов в области получают зарплату равную или выше средней по экономике региона. Вместе с тем часть педагогов имеет зарплату ниже средней по области.  В большей степени это связано с малым количеством детей в классах и в школе в целом, а также зависит от нагрузки педагога, его квалификационной категории. 

— Кто принимает решение о расформировании школ и  сохранятся ли малокомплектные школы в области?

— Решение о реорганизации школ — компетенция муниципальных органов управления. Я считаю, что начальная школа должна существовать в селе, потому что не требует больших учительских затрат. А вот когда школа основная и в ней обучается всего десять- пятнадцать детей,  возникает вопрос о ее целесообразности. Поскольку на этих пятнадцать ребят нужно десять педагогов, плюс обслуживающий персонал.  Нужно вести все предметы учебного плана, но не всегда в такой школе есть все специалисты. В этом случае один учитель может преподавать два или даже три предмета. И тогда мы начинаем задумываться о качестве образования.  В таком случае и встает вопрос о реорганизации школы. Но при принятии такого решения необходимо учитывать наличие школьного автобуса для подвоза детей, состояние дороги, время нахождения автобуса в пути, наличие пришкольного интерната и другие факторы. Если говорить о малокомплектных школах в области, то таких сейчас  23. Что входит в понятие малокомплектная? Это начальная школа с количеством учащихся до 40 человек, таких в области 7. Основная и средняя школа с количеством учащихся до 100 человек, таких школ 16.  Все они расположены в сельской местности. 

При этом хотелось бы отметить, что в соответствии с новым законом принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. При этом учитываются мнения жителей данного сельского поселения.

— Несмотря на рост зарплат, далеко не все выпускники педагогических вузов идут работать в школы, многие через год-другой увольняются. Чем сегодня школы области могут привлечь молодых специалистов?

— На самом деле, каждый год в наши школы приходит не менее пятидесяти молодых педагогов. Так что в школах области сейчас работают как опытные педагоги со стажем, так и молодые учителя. Доля педагогов в возрасте до 30 лет составляет по области 17 процентов. И это радует. Я считаю, что привлечь педагогов можно условиями, которые созданы в  общеобразовательном учреждении. В части наших школ эти условия созданы. Молодой учитель приходит — и у него оборудованный класс, интерактивная доска, проектор, компьютер, Интернет на рабочем месте. 

Сельских же педагогов дополнительно можно привлечь денежными пособиями. Они есть на уровне области для тех школ, которые испытывают наибольшую потребность в педагогических кадрах. Для привлечения педагога в эти школы существует подъемное пособие в размере 132 тысяч рублей. Одновременно у муниципальных образований есть свои выплаты, которые они используют, чтобы привлечь молодых педагогов. Кроме того, сельские школы предлагают жилье для учителя. К тому же сельский учитель имеет льготы по оплате жилья, коммунальных услуг. У молодого специалиста есть возможность проявить себя в своей профессиональной деятельности, обзавестись хозяйством, квартирой, а дальше уже решить — или остаться в селе, или переехать в город. 

— Спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *