Как преодолеть ступени?

Как преодолеть ступени?

Анатолия Клименкова

О проблемах детей с ограниченными физическими возможностями шла речь на заседании «круглого стола» в Центре социального обслуживания населения Биробиджана

Клуб «Успех», где занимаются развитием таких детей, работает при Центре уже два года. Сегодня его посещают около тридцати человек.

Один раз в квартал здесь проводят «круглый стол». На вопросы родителей детей-инвалидов отвечают специалисты из разных структур — представители многофункционального Центра социальной помощи населению, адвокаты, педиатры. В этот раз в клуб пришли главный специалист-эксперт управления культуры области Валерий Мужчиль, директор городского Центра занятости населения Светлана Клочек и заместитель директора по воспитательной работе школы «Ступени» Елена Попова.

«Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья бесплатно посещать культурно-массовые мероприятия?» — интересуются родители. Оказывается, в подчинении управления культуры правительства находятся только областной краеведческий музей, музей современного искусства и филармония. Вопрос о бесплатном или льготном посещении мероприятий в этих учреждениях культуры, по словам Валерия Мужчиля, должен решать комитет социальной защиты населения. Для этого необходим проект постановления правительства. Пока такое постановление готовится относительно многодетных семей, а когда оно коснется детей-инвалидов — неясно. Сегодня же дети-инвалиды и их родители посещают культурные мероприятия за счет средств комитета социальной защиты населения и спонсоров.

Однако мало издать закон, необходимо создать условия для посещения ребенком-инвалидом учреждений культуры, а условия, к сожалению, есть не везде. Так, например, возведение пандуса к зданию областной филармонии запланировано на 2015 год. Но даже воспользовавшись пандусом, инвалид-колясочник сможет попасть только на первый этаж здания. Зрительный зал будет ему по-прежнему недоступен.

На вопросы родителей о трудоустройстве несовершеннолетних детей с ограниченными физическими возможностями отвечала Светлана Клочек. В прошлом году более пятисот детей, среди которых были и дети-инвалиды, приняли участие в программе «Трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». Вакансии были разные — помощник библиотекаря, помощник вожатого, корреспондент газеты. Работая по четыре часа в день, подростки могли заработать за месяц более трех тысяч рублей. Здесь, конечно, важна не столько сумма заработка, сколько общение в коллективе и эмоции, которых дети-инвалиды в повседневной жизни получают мало. Уже сегодня в городском Центре занятости населения родители могут оставить заявку на летнее трудоустройство ребенка. Также в Центре занятости дети могут получить консультацию психолога, который поможет им подобрать подходящий вид деятельности.

Те дети, кому уже исполнилось шестнадцать лет, у кого имеется законченное образование, могут обратиться в Центр занятости как ищущие работу с получением статуса безработного.

— Вакансий для трудоустройства инвалидов крайне мало, — признала Светлана Клочек. — Однако в областном законе о квотировании рабочих мест прописано, что каждое предприятие с численностью более ста человек обязано трудоустроить к себе два процента инвалидов. В Биробиджане таких предприятий около пятидесяти, на них сегодня работают более двухсот человек с ограниченными возможностями здоровья. Для родителей детей-инвалидов есть программа «Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поисках работы», которая учитывает особенности рабочего дня человека, имеющего такого ребенка.

О центре образования «Ступени» и условиях поступления в него рассказала присутствующим Елена Попова. Родители с большим вниманием отнеслись к этой информации. Еще бы — отдельный куратор для каждого ребенка, индивидуальные программы обучения, щадящие условия сдачи экзаменов ИГА и ЕГЭ, начало занятий в удобное для детей время, причем как дистанционно, так и очно, беседы с психологом и дефектологом и так далее.

Для поступления в центр «Ступени» необходима справка от областной медико-психологической комиссии и те же документы, что и для обычной школы. Однако здесь выявилась серьезная проблема. В школу «Ступени» принимают детей-инвалидов без каких-либо задержек психического развития. Таким образом, диагноз «легкая умственная отсталость», который имеет немало детей-инвалидов, сегодня закрывает ребенку дверь в это специализированное учебное заведение.

В то же время таких детей свободно принимают в коррекционную школу № 12, где они обучаются вместе с трудными подростками.

— Моей дочери десять лет, — рассказывает мама одной из учениц этой школы. — У нее редкое заболевание — синдром Вильямса. Считаю, что дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию и дети с легкой умственной отсталостью — это совершенно разные категории. В учебе многие дети-инвалиды действительно отстают, в итоге их просто переводят на индивидуальное обучение, как это произошло с моей дочерью. Что же касается центра «Ступени», то там, конечно, делают большое дело. Условия, в которых занимаются ученики, действительно прекрасные. Но почему ж наши дети не могут там обучаться?

Чтобы ответить на этот вопрос, наш корреспондент обратился к директору центра «Ступени» Татьяне Жулич. Она объяснила, что согласно лицензии, образовательный центр «Ступени» создан для дистанционного обучения детей-инвалидов с сохранным интеллектом, то есть тех, кто способен обучаться по коррекционным программам с первого по седьмой виды. Для детей с легкой умственной отсталостью имеется специальное коррекционное образовательное учреждение — средняя школа № 12. Ни о каких изменениях условий приема в школу «Ступени» или создании специальных классов для детей с легкой умственной отсталостью пока речи не идет. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *