Как с цепи сорвались

Как с цепи сорвались

Фото Олега ЧЕРНОМАЗА

С начала весеннего сухого периода в ЕАО регулярно отмечаются кражи велосипедов. Более 80% из них происходит в Биробиджане.

Злоумышленники крадут велики, владельцы заявляют о пропаже в полицию, полицейские проводят оперативно-профилактические мероприятия. Утешает, что процент раскрываемости таких преступлений – больше 50%, ведь велосипеды – техника специфическая, да и кражи совершают непрофессионалы…

Недавно поздним вечером я возвращался с небольшой вечеринки домой вместе с друзьями. Так как я человек «безлошадный», то моему приятелю, приехавшему на дружеские посиделки на велосипеде, пришлось идти пешком и катить своего двухколесного коня рядом.

Но недалеко от родного дома нас остановили два парня в гражданском, вышедшие из джипа со служебными номерами. И предъявили полицейские удостоверения.

— Здравствуйте, молодые люди. Проводится профилактический рейд, Разрешите осмотреть ваш велосипед, внешний вид, номер рамы, — осветив нашу компанию фонариком, произнес один из патрульных.

Слегка растерявшись, выполняем просьбу. Довольно дорогой велик «Вива» аккуратно поставлен вверх колесами, полицейский, подсвечивая фонариком, вглядывается в цифры, выбитые на металле рамы возле педалей. Переписывает их в блокнот…

— Как давно велосипед приобретали? – спрашивают стражи порядка.

— Где-то полгода назад, – отвечает приятель.

— У нас и документы на велосипед дома где-то есть. В кредит его брали… — вступила в разговор супруга приятеля. – А что вообще случилось?

Полицейские терпеливо объясняют, что такие летние «велосипедные» рейды проводятся каждый год. А в этом году решено усилить меры по профилактике подобного рода преступлений – красть их меньше не стали, и большей частью в этом виноваты, к сожалению, сами владельцы двухколесного транспорта, оставляющие его без присмотра…

— А как же они украденные велосипеды находят? – удивляется несведущая девушка.

— Как и прочее похищенное имущество. По описанию, ориентировкам…

Как пояснил уже в ответ на официальный журналистский запрос начальник уголовного розыска ЕАО Виктор Рябец, на сегодня в Еврейской автономии зафиксировано более 60 краж велосипедов. Почти 80% таких случаев произошли в областном центре. По заявлениям владельцев о краже возбуждены уголовные дела.

— Большинство дел никак не квалифицированы, то есть, например, нет случаев проникновения в дом, в подвал, взлома, разбора, насильственного отъема велосипедов у людей, – поясняет полицейский. — Как правило, это в подавляющем большинстве случаев кражи из подъездов, где велосипеды зачастую просто стоят без присмотра. К сожалению, в подъезды проникнуть достаточно легко, несмотря на домофоны и замки. Даже специальные тросы и цепи, которыми пристегиваются велосипеды, скажем, к перилам лестниц, не всегда спасают. Есть случаи, когда злоумышленники приходили с кусачками по металлу и избавляли транспорт от «оков».

Но, даже несмотря на всю легкость «добычи» велосипеда, — это преступление, предусмотренное статьей 158, частью 2 УК РФ. Максимальное наказание по такой статье – срок лишения свободы до пяти лет, все зависит от обстоятельств.

— Велосипеды – транспорт довольно специфический, это не дорогая машина, которую можно угнать ради «левой» продажи или разборки на запчасти. Как похитители поступают с украденным? – спрашиваю у начальника угро.

— Как показывает практика, злоумышленники часто крадут велосипеды для собственного пользования. При этом присматриваются к дорогим, современным моделям, угоняют их, потом держат где-нибудь в гараже или подвале, порой по нескольку лет. Попутно могут изменить внешний вид велосипеда: перекрасить, поменять комплектующие. Но многие не терпят такой долгий срок, и тут же могут передвигаться на краденом велосипеде по городу, думая, что технику никто не узнает, ведь так много похожих, одинаковых велосипедов вокруг!

Есть случаи, когда краденые велосипеды под видом подержанных пытаются реализовать через социальные сети или на торговых площадках в интернете типа «Авито». Желающих купить подержанный, но хороший велик за небольшую плату найдется немало.

В дальнейшим из «полицейских рассказов» я узнал вот что. Несколько лет назад в одном из городов Центральной России была задержана целая группа молодых людей, промышлявшая кражами велосипедов. Злоумышленники крали относительно новые велосипеды примерно одной ценовой категории, современные спортивные или туристические «байки», похожие друг на друга.

Накопилось их в тайном хранилище штук двадцать, после чего предприимчивая молодежь просто меняла комплектующие между велосипедами – переставляла педали, сиденья, крепления, аксессуары от велика к велику, тем самым изменяя их внешний вид. А после постепенно реализовывала «товар» через социальные сети и по знакомым. Учитывая, что велосипеды – все же относительно дорогое имущество, от пяти тысяч и выше, молодые дельцы организовали себе неплохой «приработок»…

—      На велосипеде, если он куплен в магазине, с выдачей всех документов и техпаспорта, на раме тоже есть номер, как и на автомобиле, – поясняет Виктор Рябец.  – И очень желательно, чтобы владелец этот номер знал или хотя бы знал, где он на раме находится. Это основные данные, которые закрепляются в ориентировке на угнанный велосипед, помимо его внешнего вида, цвета и так далее. К большому сожалению, у нас владельцы двухколесного транспорта даже не пытаются хотя бы минимально обеспечить неприкосновенность своего имущества, что уж тут говорить о знании специфики своей купленной велотехники?

Купленный хороший автомобиль необходимо обеспечить гаражом
не только для сохранности от непогоды, но и чтобы сберечь от угонщиков. То же самое касается велосипеда – ответственный хозяин не оставит свой велосипед в подъезде, даже если тот закрывается на замок, а отнесет к себе в квартиру. Иначе рискует однажды пойти пешком, а не на привычных двух колесах, и не по своим делам, а в полицию писать заявление о краже.

Да, хранение двухколесной машины в квартире неудобно — в большинстве случаев вовсе не предусмотрено ее планировкой. Конструкция складного велосипеда в этом вопросе немало помогает. Занести велосипед на первый-второй этаж еще несложно и женщине, и подростку. А попробуйте на пятый, да находясь в возрасте немолодом или слишком юном…

Очень часто полицейские и днем, и ночью в летнее время замечали велосипеды, оставленные без присмотра по нескольку часов – прислоненные к скамейкам, перилам, деревьям и даже не прикованные к ним тросиками, брошенные по берегам водоемов, пока владельцы купаются… Для велосипедных воров – сущее раздолье.

Любителей велосипедной езды в Биробиджане год от года становится все больше. Выезд на прогулку всей семьей втроем-вчетвером на велосипедах – это мило и красиво. Велосипед – это удобно, спортивно, практично и безопасно. Последнее — это если двигаться по тротуарам, хотя некоторые встречные пешеходы кривятся — тротуары бывают узковаты, а специально выделенных велодорожек нет нигде и не планировалось никогда. Так что боюсь, благопожелание Мин­транса РФ о наличии специально инфраструктуры в городах, которая может помочь в решении транспортных и экологических проблем, в большинстве случаев реализовать не получится по прозаическим, но неустранимым причинам. Ну разве что город полностью перестроить…

Однако вопрос сохранности этого имущества остается целиком на совести владельцев. Далеко не везде дворы многоквартирных домов являются огороженными территориями, куда не проникнуть посторонним. Лишь в некоторых недавней постройки жилых комплексах в просторных, снабженных камерами наблюдения подъездах вполне безопасно оставлять на лестничной площадке велосипеды и детские коляски. Большинство домов хоть и оборудовано дверями с домофонами, все же является общими территориями, где могут появиться и гости с дурными намерениями.

Поэтому полицейские еще раз напоминают всем владельцам велосипедов – оберегайте свое имущество и не давайте ворам лишней возможности его украсть.

Как показывает оперативно-розыскной опыт, практически половина заявленных краж велосипедов раскрывается в течение нескольких дней. Причем в некоторых случаях злодеев задерживают даже сами владельцы угнанных двухколесных машин. Но все же похищенный велосипед – это расстройство его владельцу и дополнительная работа для полиции. Ведь практически каждые сутки в том же областном центре фиксируются по одной-две кражи велосипедов…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *