Как строился город на Бире

Как строился город на Бире

В областном государственном архиве хранится немало уникальных документов, повествующих о начале строительства нашего города

История Биробиджана, как известно, началась с образования станции Тихонькая в 1912 году при сооружении железнодорожного пути от Читы до Владивостока. Эта маленькая станция стала местом, откуда переселенцы направлялись в глубь района для освоения новой территории.

Интересны воспоминания первостроителей Биробиджана, записанные в 1935 году еврейским писателем Гиршем Добиным.

Один из переселенцев описывает знакомство со станцией Тихонькая так:

«…пара домиков налево в сторону Валдгейма, пара — на Раздольное, пара — напротив вокзала, рядом с переселенческим пунктом — барак и коричневое здание, дальше — избушка, где сейчас располагается контора «Заготзерно», направо, через улицу, пекарня, двухэтажный дом облисполкома, почта — напротив, где сейчас Союз механиков. Еще пара домов, где жили и работали товарищи Финкельштейн и Бейнфест. А на месте кухни ИТР был китайский магазин да пара сараюшек, на том месте, где сейчас контора автотранспорта, — еще дом».

Живэлик Этл Шайэс вспоминает: «Прибыли мы на Тихонькую 4 июня рано утром. Был хмурый день. Начался сильный дождь. Посмотрели вокруг — маленькая станция. Города еще нет. Несколько разбросанных домишек».

Переселенец Кирилл Макарович Молочный тоже оставил записи о своем прибытии на Тихонькую в 1929 году: «…Поезд остановился на глухой станции. Небольшой домик — это вокзал. Деревянный поселок раскинулся вдоль железнодорожного полотна. Одна улица. Рядом с привокзальной площадью теснятся бараки переселенческого управления. Здесь же и его штаб. Чуть дальше, на поляне, — шпалоблочный одноэтажный невысокий дом, где размещалось добровольное общество ОЗЕТ (по землеустройству трудящихся евреев)».

В 1931 году селение Тихонькая было отнесено к категории рабочих поселков и переименовано в Биробиджан, а в 1937 году рабочий поселок Биробиджан преобразовался в город.

С конца 30-х годов ХХ века в городе начинается настоящий строительный бум. Быстрыми темпами возводятся жилые массивы и промышленные комплексы. Первыми промышленными предприятиями стали городская электростанция, кирпичный завод № 1, кирпичный завод артели «Кирпичики», лесозавод, мебельная фабрика имени Димитрова, мебельная фабрика «Деталь», швейная фабрика и пекарня.

В 1933 году при Биробиджанской стройконторе были образованы ремонтно-механические мастерские, позднее переименованные в Биробиджанский ремонтно-механический завод.

7 октября 1935 года вышло постановление президиума Далькрайисполкома, которое  предписывало начать строительство Биробиджанского обозного завода. Через три года завод вступил в эксплуатацию.

Первые жилые массивы появились на улице Ленина. Застройка этого района шла по строго намеченному плану. Новые дома возводились из дерева с резной облицовкой фасадов.

В 1936 году в молодом рабочем поселке было уже два деревянных двухэтажных 16-квартирных дома и один кирпичный 32-квартирный. К концу того же года в Биробиджане введены в строй две каменные школьные десятилетки, общежитие для приезжих школьников, железнодорожный вокзал, открыты еврейский государственный театр и два техникума, начато возведение здания педагогического училища.

В 1937 году масштабы строительства впечатляют еще больше: новый детский сад, ясли, молочная кухня, родильный дом, много жилых деревянных домов, большей частью        двухэтажных, каменные здания областной больницы, звукового кино, школы-десятилетки и областной типографии.

К тому времени в Биробиджане имелось 12 улиц, часть из них была вымощена, а тротуары асфальтированы.

15 декабря 1938 года принято постановление организационного комитета Президиума Верховного Совета РСФСР № 204 «Об утверждении проекта и смет по строительству Партизанской улицы в городе Биробиджане». Впоследствии именно она станет главной биробиджанской улицей и будет переименована в честь известного еврейского писателя Шолом-Алейхема.

4 декабря 1939 года появилось решение распорядительного совещания СНК РСФСР по вопросу планировки Биробиджана. Было принято совместное постановление бюро обкома ВКП(б) и облисполкома от 13 августа 1940 года «О проекте планировки города Биробиджана»: «…предусмотреть территориальное развитие города на обоих берегах реки Биры: на левом берегу между ДВЖД магистралью, рекой Бирой, Ленинской железнодорожной веткой и сопкой Раздольное, на правом берегу — между долиной Августовского ключа, Ленинской железнодорожной веткой, сопкой Тихонькая и крутыми сопками на 8-м и 9-м километре Бирофельдского тракта… Жилое, общественное и культурно-бытовое строительство разместить на территории существующего города с его реконструкцией, предусмотреть создание нового района городской застройки на правом берегу реки Биры…».

Эти планы потом пришлось отложить — вскоре началась война.


Александр АЛЕКСАНДРОВ, ведущий архивист ОГКУ  «Госархив ЕАО»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *