Как трудно быть автобусом

Как трудно быть автобусом

Фото автора

Ленинскому районному автотранспортному предприятию непросто выживать в конкуренции, не всегда идущей по правилам

Мой друг Владимир родом из Ленинского, но живет в Биробиджане. Довольно часто ездит в родное село на выходные или по делам. На вопрос, на каком транспорте ему чаще всего приходится ездить в Ленинское и обратно, отвечает так: «Процентов 80 — на частном. Я могу сравнить, где мне удобнее – на жестком сиденье ПАЗика или
в удобном кресле микроавтобуса…».

Но значит ли это, что муниципальный транспорт должен умереть?

Бедные, но слишком дорогие

Ожидающие пассажиров микроавтобусы вместимостью до десяти человек – минивэны-универсалы – легко увидеть на одной из центральных улиц села Ленинского недалеко от здания районной администрации. Некоторые из них собирают пассажиров рядом с местным автовокзалом. Для сельчан это удобно, тем более что многие из них знают водителей в лицо, они для них земляки, знакомые, соседи.

За последние четыре года пассажиропоток внутри Ленинского района и на маршруте Ленинское-Биробиджан снизился в несколько раз. Сами водители Ленинского районного АТП отмечают, что еще пять-семь лет назад их автобусы ходили набитые битком, и гораздо чаще, чем сейчас. Сегодня же всё чаще, что называется, возят воздух. Поэтому в последние два года регулярное автобусное сообщение между Биробиджаном и Ленинским районное АТП не выполняет – от него одни убытки.

—      Наверное, тут справедливо будет припомнить такой принцип разделения на богатых и бедных, как: богатые стали богаче, бедные – беднее, — отмечает первый заместитель главы муниципального района по вопросам экономики, финансов и транспорта Анна Тарасенко. – Богатым уже не нужен автобус, потому что у них есть собственные машины. А у бедных нет лишних средств для поездки на общественном транспорте.

Это немного утрированно, но в целом верно характеризует картину с пассажиропотоком в районе. В последние годы заметный отток населения из сел Ленинского района, общее снижение потребительских желаний и расходов привели к заметному уменьшению количества пассажиров на муниципальных маршрутах. Если ещё года три назад осуществляли регулярные рейсы до областного центра три водителя муниципального АТП, то сейчас – ни одного.

Ленинское АТП сосредоточилось на перевозках внутри района, закрыв рейсами все основные маршруты. Как пояснил директор АТП Алексей Сычев, в плане внутрирайонных перевозок и по Ленинскому жалоб от населения нет, механизм и график перевозок отлажен, даже по таким дальним веткам района, как маршруты из Ленинского в села и поселки Венцелево, Новотроицкое, Воскресеновка и Кирово.

Автобус к подъезду? Пожалуйста!

Мужчина в тёмной кепке и куртке, владелец серебристого вместительного минивэна, назвать свое имя не пожелал. Но по нему было видно, что он ждёт пассажиров близ одной из центральных улиц Ленинского – двери машины были распахнуты, в салоне уже сидели две женщины с сумками, готовые отправиться в путь до Биробиджана.

— Я – зарегистрированный частный перевозчик, — пояснил мужчина. – У меня есть все документы (но показать он их тоже не захотел – А.З.). Народ к нам привык, это действительно удобно — так ездить до города или сёл по дорожной ветке до областного центра. Если надо, по договоренности, мы можем человека даже у подъезда забрать, если ему неудобно идти до машины самому. Ну а что? Работаем мы оперативнее АТП, ездим чаще, быстрее добираемся до места назначения…

Многие ленинцы знают номера сотовых телефонов водителей-частников, по которым всегда можно созвониться или списаться эсэмэской, в мобильных мессенджерах, чтобы узнать, когда автобус идет в город, работает ли сегодня маршрут вообще.

—      Понимаете, давно уже сложилась такая ситуация, когда пассажиры, то есть наши клиенты, сами выбрали, на каком транспорте им кататься, – комментирует Алексей Сычев. – Частные автоперевозчики из Ленинского и Биробиджана, среди которых, кстати, много нелегальных, в трудные для нашего АТП времена сумели перехватить инициативу по перевозкам населения. Сейчас, считаю, сложилась недобросовестная конкуренция, с которой трудно что-то поделать. Ведь таксисты работают только на себя, а нелегалы-«бомбилы» и вовсе не несут никаких особенных затрат, кроме покупки бензина, – им не нужно проходить ежеутренние профмедосмотры, платить налоги, делать отчисления в социальные фонды…

Каждый выбирает по себе

Такая ситуация, кстати, не только в Ленинском районе, но и в других районах ЕАО. Если человек привык пользоваться более мобильным и комфортным частным транспортом — его уже не завлечешь в «общий» муниципальный автобус. И наоборот – у ПАТП есть свои клиенты, которым проще ездить по делам именно на таких автобусах, внутри района. Они знают расписание маршрутов ПАТП (оно стабильное), время следования, цены на билеты. Например, жители отдаленных сёл ездят в райцентр утром по делам, а к обеду возвращаются домой.

Конечно, ленинский автобусный парк нуждается в обновлении и модернизации. Сергей Сарычев говорит об имеющихся в наличии восьми автобусах, два из которых стоят в резерве, два работают по маршрутам внутри райцентра, остальные — по дальним направлениям. Но самый «молодой» автобус марки ПАЗ 2008 года выпуска. Техника уже порядком изношена…

— Мы рассчитываем к следующему году выправить ситуацию с районным бюджетом и, возможно, даже обновим наш парк, купим пару новых автобусов, – сообщила Анна Тарасенко. — Этот вопрос прорабатывается, потому что, конечно, нынешняя техника устарела морально и физически. Предполагаем, что это будет более экономичный транспорт, автобусы малой вместимости. Учитывая низкий пассажиропоток в Ленинском районе, они будут более рентабельны и удобны как для ПАТП, так и для пассажиров. Ситуацию с пассажиропотоком в Ленинском районе мы отслеживаем регулярно. Если возникнет необходимость в регулярном рейсе до Биробиджана, мы готовы рассмотреть возможность наладить маршрут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + девять =