Как «варятся» новости

Как «варятся» новости

Олега Черномаза

5 ноября 1990 года вышла в эфир первая телевизионная передача государственной телерадиокомпании «Бира». С этого дня началось регулярное вещание областного телевидения. 

За четверть века компания набрала обороты и занимает лидирующее положение среди областных СМИ. Но продолжает расти, модернизироваться и динамично развиваться. 

Мало кто из телезрителей знает, сколько труда и сил требуется для создания только одного сюжета, сколько людей задействовано в этой работе. «Бойцы невидимого фронта» – это большой сплоченный коллектив, который находится за кадром – от водителя и видеоинженеров до операторов монтажа, звукорежиссеров, редакторов. Их не видно в эфире, их мало кто знает в лицо, но от каждого напрямую зависит результат всей команды. Вот вам и секрет успеха – командный дух, высокий профессионализм сотрудников и взаимовыручка. 

К юбилею ГТРК «Бира» корреспонденты «БШ» побывали на «телекухне» компании и проследили, какой путь проделывает телесюжет от самого зарождения до выхода на экраны.

Синхроны, стендапы, интершумы и перебивки – понятия, неведомые человеку непосвященному. У сотрудников ГТРК «Бира» особый ритм жизни, свои законы, свои правила. Попробуем приоткрыть двери в мир голубого экрана и подсмотреть, какая она, эта дорога к ТВ-вершинам.

Итак, откуда же все начинается? С кабинета, где мы услышим новые и неизведанные слова «Далет», «Инжест». Причем новые они не только для нас, но и для самих телевизионщиков. Что это такое и с чем это едят, они еще сами разбираются. Нам же будет достаточно того, что Инжест – самая современная система цифрового монтажа, которая уже в ближайшее время перестроит весь внутренний технический процесс компании. Да и картинка, звук станут куда более качественными. Переход с аналогового телевещания на цифровое – процесс отнюдь не быстрый, оборудование – самое современное, и работать на нем надо тоже уметь. За рулем Инжеста находится оператор Елена Валуева, она, уже так сказать, испытывает современную технику на прочность.

– В качестве репетиций мы уже пробуем работать по-новому. Моя задача заключается в том, чтобы «захватить» отснятый материал и поместить его в эту систему. Дальше уже корреспондент прямо на своем рабочем месте его открывает и приводит в нужный вид – делает черновой монтаж, – объясняет Елена. 

Вот так, и не нужно никуда бегать. Постепенно все переводится в «цифру», громоздкие кассеты уступают место флешке, тяжеловесные магнитофоны – сверхсовременному оборудованию нового поколения, что, несомненно, облегчает трудоемкий процесс создания новостей. 

Кроме того, сейчас все компьютеры подключены к одной системе, можно сесть за любой из них и, введя личный пароль, оказаться на своем рабочем столе. Это к слову о технических новинках. 

Итак, после того, как отснятое видео слили в Инжест, за работу принимаются корреспонденты. Они же – разведчики и добытчики новостей. Всего их в компании двенадцать. На месте оказались только трое. Остальные уже разъехались по заданиям, ведь, как известно, журналиста, а особенно репортера, ноги кормят. Заглянули к ним в кабинет – за рабочим станком, то есть за компьютером, готовил сюжет Всеволод Ставчанский. 

Что же там у Всеволода? Информацию собрал, теперь дело отнюдь не за малым – отсмотреть видеоматериал, отделить главное от второстепенного, написать соответствующий видеоряду текст. Пальцы напряженно стучат по клавиатуре, ему явно не до нас, главное – успеть к эфиру. Сегодняшнему журналисту нужно быть мобильным – не только текст писать, но и монтаж сюжета сделать, пусть и в черновом варианте. Дело, надо сказать, кропотливое и тонкое, ведь текст и картинка должны друг друга дополнять, чтобы раскрыть замысел автора в полной мере. Что ж, это все нюансы, а их на телевидении пруд пруди. 

Когда дело сделано – выполненную работу проверяет шеф-редактор, а по-нашему – шеф-повар новостей. 

Этих людей представлять не надо, все их знают как ведущих новостей. Сергей Брюзгин, Екатерина Ртищева и Анна Малышевская – шеф-редакторы телевидения, так называемые бригадиры ТВ-кухни. Они задают весь ритм работы корреспондентам, определяют, кто куда поедет, проверяют материалы, после чего сюжет с отметкой «принят» кочует в монтажную студию.

Идем туда и мы. Здесь работают настоящие профессионалы, впрочем, как и везде на ГТРК «Бира». Всего операторов монтажа четверо, на данный момент работает трое. Труд этот не из легких, потому и сменный график, ведь фактически находиться за компьютером монтажерам приходится с 7 утра и до 10 вечера. Вот, к примеру, Елена Степанова выполняет монтаж сразу двух всем известных передач «Идишкайт» и «Спецрепортаж». Шпигели, «шапки», подводки и отводки от сюжетов, отбивки и копирайт – голова от обилия терминов пойдет кругом у любого. Да и нарезать видео, наложить закадровую озвучку и «отрендерить» готовый ролик – тоже целое искусство. Сделать все нужно не только грамотно и со знанием технических навыков, но и со вкусом, чтоб получилось настоящее произведение, красивое, умное, задерживающее внимание зрителя. 

После того, как все готово, сюжет передается на «озвучку».

И, наконец, самое главное – запись новостной программы в аппаратно-студийном блоке. Кругом обилие всевозможной техники: профессиональное осветительное оборудование, камеры, стойки, мониторы, микшерский пульт, к которому подведены многочисленные провода от разных источников звука. Перед тем, как снимать, нужно проверить все оборудование, настроить камеры и свет в студии. Этот объем работы лежит на плечах видеоинженера Вячеслава Саламатова, мастера на все руки или, как говорят про него коллеги, это наш палочка-выручалочка.

Во время эфира в студии находится вся выпускающая бригада. Что самое сложное на ТВ? Безусловно, прямой эфир, требующий огромной отдачи и профессионализма от каждого члена команды. Права на ошибку нет ни у кого. 

Руководит всем и вся – режиссер, он командует работой ассистента режиссера, монтажера, звукорежиссера и видеоинженера. Двадцатиминутный выпуск новостей расписан буквально по секундам, коллектив работает слаженно, каждый выполняет свою задачу четко, быстро и качественно. Режиссер определяет весь ход передачи – когда выдавать титры, когда переключать камеры и выпускать следующий сюжет, когда включать отбивки и многое другое. В общем-то, режиссер – тот же дирижер, определяющий звучание целого оркестра, да и «музыкантов»-то немало. 

И вот перед входом в студию загорается фонарь «Идет запись». Свет, камеры готовы, суфлер работает, ведущий в студии. В эфир! Телезрители застыли у телеэкранов – что случилось в области сегодня, какие вопросы назрели и как их решать, все темы сюжетов актуальны и интересны. Передача прошла в эфир, можно спокойно выдохнуть, чтобы завтра начать все с самого начала…

Так создаются новости. 

– Работа над выпуском новостей не так проста, как может показаться на первый взгляд, – говорит заместитель начальника службы информационных программ ТВ И РВ Инна Никогда. – Общий успех напрямую зависит от работы целой команды специалистов, от того, как каждый, кто находится «за кадром», вовремя выполнит свое задание. В любом состоянии, больной, хромой, ты обязан выполнять свою работу, потому что кроме тебя ее не сделает никто. Да и график у нас нефиксированный. Выезжать на задания нужно и в выходные, и в праздники, с семи утра до десяти вечера, а то и позже, ведь новости не спрашивают, когда им случиться. Вспомним наводнение 2013 года. Поскольку мы филиал Всероссийской компании, от нас Москва все время требовала свежую «картинку». Наши корреспонденты, операторы, да и вся бригада работали до двух-трех часов ночи. Так происходило на протяжении полутора месяцев. Кто принимает такой, в общем-то, не совсем нормальный режим работы, тот остается и годами работает, и становится частью нашей огромной команды, большой семьи.

Лицо программы – ее ведущий, которого знают как своего в каждом доме. Предстать ему во всей красе перед зрителями помогает гример-пастижер. Интерес к сюжету во многом зависит от работы видеооператора, умеющего не только обращаться с телевизионным оборудованием, но и видеть красивый кадр. Ну и какое телевидение обойдется без всевозможных графиков, заставок, рисунков. Здесь заведуют художники компьютерной графики Сергей Байба и Сергей Певчев. Так, Сергей Певчев помимо всего прочего занимается выпуском прогноза погоды. В компании он трудится уже шесть лет. 

– Всем хочется, чтобы на работу выходили профессионалы, знающие свое дело вдоль и поперек, – говорит Сергей Певчев. – В нашем случае все не так просто. Программам, в которых мы работаем, нигде не учат. Конечно, базовое образование, первоначальные навыки должны быть обязательно. Но дальше все зависит от человека, при желании научиться можно всему. И неважно, какую должность ты занимаешь, ко всему нужно подходить творчески, с душой. 

Вот уж действительно, в телерадиокомпании все буквально пропитано творчеством. Телевидение – тот же муравейник, здесь каждый четко знает свою задачу и делает все, что от него зависит, на благо общего дела. 

Помимо ежедневных информационных выпусков ГТРК «Бира» готовит на своей «кухне» замечательные передачи, авторские программы и проекты социального, общественно-политического и развлекательного характера. Среди них – «Крестьянский интерес», «Прямая линия с губернатором», «Прямой разговор», «В центре внимания», «Уличные истории», «Идишкайт». Многочисленны победы местных телевизионщиков во всевозможных конкурсах. Практически в каждом кабинете сотрудников стены буквально увешаны дипломами, грамотами, различными призами. В общем, сделано за 25 лет уже много и в основном на высокопрофессиональном уровне. Но планов у компании от этого меньше не становится. Тем более с появлением новых технологий, современного оборудования, стоимостью более ста миллионов, важно держать планку и поднимать ее выше и выше. Гордость компании – вторая студия, откуда будут выходить выпуски новостей на канале «Россия 1» в новом цифровом формате. Оборудование было получено год назад. Постепенно сотрудники компании его осваивают, изучают все тонкости работы. К слову сказать, такой же системой обработки новостей «Далет» сейчас пользуются все ведущие телекомпании мира.

– О таком мы, конечно, раньше и мечтать не могли, – делится впечатлениями Ольга Закоморная, опытнейший режиссер ГТРК «Бира», работающая на областном ТВ с первого дня его создания. – Что там говорить, пределом мечтаний казалась монтажная аппаратная «Битакам», уже уходящая в Лету. Когда я пришла на телевидение, титры для каждого гостя художник аккуратно выводил перышком. Видеомагнитофоны были размером с огромный шкаф. Уходил не один час, чтобы просто смонтировать одну фразу. Ничего, работали. И это только один небольшой момент из нашей истории.

Прогресс не стоит на месте, техника развивается стремительно. Но это не отменяет главную задачу телевизионщиков – любить свою профессию, любить своих героев. Это работа для активных, амбициозных, коммуникативных и трудолюбивых людей, заинтересованных в отличном результате своей деятельности.

– Работа на телевидении, конечно, очень сложная, напряженная, забирает много сил, эмоций, нервов, – отмечает Инна Никогда. – И в то же время увлекательная и интересная. ГТРК «Бира» растет, развивается и будет продолжать в том же духе, несмотря ни на что. Новости – это то, что будет интересно всегда. У нас есть свой круг телезрителей, которые звонят и просто говорят спасибо за нашу работу. А что может быть важнее благодарности людей, для которых мы и варимся на этой информационной кухне. 


 

Анастасия Куршева

Цифры и факты

4 января 1935 года – вышла первая передача областного радио.

6 февраля 1935 года – вещание областного радио стало регулярным, а затем и ежедневным.

1989 год – открытие первой телестудии.

5 ноября 1990 года – первый выход в телеэфир под руководством Анатолия Рабиновича, начало регулярного вещания в Биробиджане.

Январь 1992 года – появилась ежедневная информационная телепрограмма.

1994 год – ГТРК «Бира» одной из первых в стране получила монтажную аппаратную «Betakam-SP».

1998 год – Государственная телевизионная и радиовещательная компания преобразована в Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная телевизионная и радиовещательная компания Еврейской автономной области «Бира».

1 января 2005 года – ГТРК ЕАО «Бира» стала филиалом ВГТРК.

Январь 2013 года – информационные выпуски и другие передачи от телерадиокомпании «Бира» стали выходить на круглосуточном канале «Россия 24».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *