Какие люди побывали у нас!

«В выпуске вашей газеты за 20 ноября с.г. была опубликована статья «Век Лазаря Кагановича». В ней рассказывалось о том, что в январе 1936 года нашу область посетил Л.Каганович, видный государственный и партийный деятель СССР, один из соратников И.Сталина. Интересно было бы узнать, какие еще видные или знаменитые люди побывали в наших местах не только в период существования ЕАО, но и в предыдущее историческое время». Р.МАЛАШКЕВИЧ

Граф и графиня Муравьевы-Амурские

Вероятно, заметки о таких личностях следует начать с Николая Николаевича Муравьева-Амурского, который побывал в наших местах в 1857-1858 гг., лично возглавляя четвертый и пятый амурские сплавы. Так назывались тогда кампании по заселению Среднего Амура забайкальцами, которые заняли пограничную линию от устья р.Зеи до устья р.Уссури. На этом участке реки было заложено тогда более 40 казачьих станиц и постов. Места их расположения указывал сам Муравьев. Занимал он в то время пост генерал-губернатора Восточной Сибири и лично руководил первичной колонизацией Среднего Амура. Биография и деятельность этого человека описаны во многих документальных и художественных изданиях, в том числе в сборнике «Казачьи войска», выпущенном в Санкт-Петербурге в 1912 году. Ниже несколько выдержек из этого сборника.

«Н.Н.Муравьев по окончании в 1827 году Пажеского корпуса был зачислен в лейб-гвардии Финляндский полк и принимал участие в обеих кампаниях на Кавказе 1828-1829 гг. и 1831 г. В следующем году по расстроенному здоровью вышел в отставку. С 1838 года он снова поступил в распоряжение командира отдельного Кавказского корпуса генерал-лейтенанта Головина и все время пребывания на Кавказе, где дослужился до чина генерал-лейтенанта, провел в беспрерывных экспедициях против горских племен. В 1846 году назначен Тульским губернатором, а в следующем — Иркутским и Енисейским генерал-губернатором и командующим войском Восточной Сибири. Последний пост сделал его знаменитым. Совершив поездку по вверенному ему краю, он предпринял ряд мер для улучшения быта казачьего населения, для улучшения дела разработки рудников, и, наконец, его стараниями оказался присоединенным к России бассейн реки Амура…»

Рассказывая о Н.Н.Муравьеве-Амурском, нельзя обойти молчанием его верную и любящую супругу Екатерину Николаевну, в честь которой в 1858 году была названа станица Екатерино-Никольская. Есть сведения, хотя и не бесспорные, что она тоже сопровождала Николая Николаевича в пятом сплаве по Амуру. В пользу этой версии свидетельствует следующий факт. Генерал-губернатор сплавлялся тогда вниз по Амуру на первом в Амурском бассейне пароходе «Аргунь», следовательно, супруги имели на нем более или менее приличные бытовые условия.

Подтверждение тому, что Екатерина Николаевна сопровождала мужа в поездках, находятся и в музее им.Гродекова в Хабаровске.

Стоит коротко рассказать об этой женщине. Екатерина Николаевна — это ее не настоящее имя-отчество, а полученное при обряде крещения в православие, когда она вышла замуж за Николая Николаевича. Именно так звали мать Муравьева, и она взяла ее имя вместо Катрин де Ришемон. Она проживала во Франции, принадлежала к дворянскому роду и познакомилась с русским офицером, когда тот проходил лечение минеральными водами в Германии. Муравьев был с тяжелым, сложным, иногда деспотичным характером, а Екатерина Николаевна обладала магическим свойством гасить гнев мужа, доходить до его разума и сердца и тем самым предотвращать страдания и наказания неповинных людей.

После удачного заключения в мае 1858 года Айгунского договора об установлении границы между Китаем и Россией Муравьеву были жалованы титул графа и приставка к фамилии — «Амурский», а Екатерина Николаевна стала графиней Амурской автоматически.

Цесаревич Николай

В истории Приамурья навсегда осталось событие, связанное с посещением этого края в 1891 году наследником императорского престола России цесаревичем Николаем Александровичем, ставшим через пять лет императором Николаем II.

В 1890 году 23-летний старший сын российского императора Александра III совершил почти годичное морское кругосветное путешествие, начав его в Санкт-Петербурге и завершив во Владивостоке летом 1891 года. В этом городе он принял участие в закладке нулевого километра великой Транссибирской магистрали и после этого отправился в Хабаровск. Уже из него пароход цесаревича пошел вверх по Амуру — в Нерчинск, чтобы потом отправиться на лошадях в Санкт-Петербург. Это путешествие было необходимо будущему императору не только для познания мира, но и получения зримого представления о собственной стране с ее гигантскими просторами и несметными природными богатствами.

На вторые сутки после отплытия из Хабаровска цесаревич сделал остановку в станице-красавице Екатерино-Никольской. Сойдя на берег, цесаревич вместе со свитой направился в церковь для участия в торжественном молебне. Путь от пристани к храму станичные казачки, по описанию очевидцев, устелили своими праздничными шалями и платками. Сейчас об этом событии напоминает православный поклонный крест, установленный в селе в 2011 году в связи с его 120-летним юбилеем.

Арсеньев, Гондатти, Блюхер

Если придерживаться исторической хронологии, то к числу наиболее видных людей, посетивших нашу сегодняшнюю местность, следует отнести Владимира Клавдиевича Арсеньева. Знаменитый писатель и путешественник побывал в будущей автономной области в феврале 1913 года. В тот период он служил офицером по особым поручениям при губернаторе Приамурья Николае Львовиче Гондатти. Он отправил Арсеньева в командировку на угольные копи у поселка Бира, с тем чтобы выяснить возможности поставок каменного угля в Хабаровск для снабжения канонерских лодок Амурской военной флотилии. Он отправился в путь на лошадях, посетив селения Русскую Поляну и Надеждинское, а уже из него доехал до угольных разработок по льду реки Бира. В ознаменование этого события в нынешнем году на здании вокзала в поселке Бира была вывешена памятная доска.

Кстати, ровно через год, в феврале 1914 года, территорию сегодняшней области пересек, но уже на поезде, губернатор Н.Л.Гондатти. Он прибыл 17-го числа на станцию Облучье, чтобы принять участие в торжественной стыковке рельсов Западного и Восточного участков Амурской железной дороги.

Девятью годами позже, и тоже в феврале 1922 года, через Облучье, а также через другие станции по направлению к Волочаевке проследовал поезд командующего Народно-революционной армией Дальнего Востока Василия Константиновича Блюхера. Он лично руководил ходом Волочаевского сражения, в котором его армия одержала победу над крупным подразделением белого генерала Молчанова. В.К.Блюхер, будучи в советское время командующим Дальневосточным военным округом, побывал у нас в 1934 (или 1935) году. Целью его поездки было знакомство с ходом строительства оборонительных сооружений вблизи Амура на территории тогдашнего Михайло-Семеновского района, вскоре переименованного в Блюхеровский, а после расстрела Василия Константиновича (как врага народа) в 1938 году еще раз переименованного уже в Ленинский район. Во время этой поездки маршал Блюхер побывал в Биробиджане, провел совещание с партийно-хозяйственным активом ЕАО и переночевал в номере-люксе гостиницы «Восток».

Всесоюзный староста

Нашу территорию, которая еще не была автономной областью, летом 1923 года посетил Председатель Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) СССР Михаил Иванович Калинин. Всесоюзный староста, как уважительно называли его в народе, совершал поездку по Дальнему Востоку и, следуя на пароходе из Хабаровска в Благовещенск, сделал короткую остановку в станице Михайло-Семеновской. Здесь состоялся митинг, на котором он выступил с речью. Кстати, это событие подробно описано в новой книге биробиджанского историка Иосифа Бренера и его украинского соавтора Александра Зарембы «Страна Биробиджан», только что вышедшей из печати.

Мы же остановимся на другой речи Калинина, с которой он выступил в 1931 году на II Всесоюзном съезде ОЗЕТа (Общество землеустройства еврейских трудящихся), на котором, главным образом, обсуждались вопросы еврейского переселения в Приамурье. В частности, он говорил: «В работе ОЗЕТа есть две стороны. Одна заключается в том, что ОЗЕТ превращает бывших лоточников и им подобных в трудовые элементы, хлопочет об их нуждах, защищает их права и т.д. Я считаю это вполне справедливым, потому что эти люди торговали не по призванию, а по принуждению, не было у них другого выбора. ОЗЕТ превращает эту косную, в значительной степени консервативную мелкобуржуазную, массу в трудовых людей. А с другой стороны, нарождается уже новая, молодая, пролетарская прослойка, которая прошлого не знает. Это уже новый человек…

На сегодняшний день положение еврейской массы совершенно иное, чем оно было четыре года назад. Тогда установка была такая, что главное — это предохранить еврейские массы от вымирания. Этот вопрос ставился довольно резко. Теперь этот вопрос сам собой отпадает, потому что говорить теперь о вымирании евреев, по крайней мере в СССР, бессмысленно. Несомненно для каждого из нас: чтобы сохранить жизнь, достаточно работать. А теперь работу может найти каждый»…

И руководители государства

В этих заметках уместно будет рассказать о пребывании в нашей области Генерального секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева. Правда, это пребывание, если его можно так назвать, длилось не более четырех часов, пока спецпоезд Брежнева пересек территорию ЕАО от станции Облучье до станции Покровка. Руководитель нашего государства ехал тогда во Владивосток на официальную встречу с президентом США Фордом. Было это в 1974 году. 

Между прочим, поездка Генсека была строго засекречена и о ней знал лишь узкий круг людей. Следование поезда через ст. Биробиджан ожидалось глубокой ночью. Тем не менее руководство обкома КПСС и облисполкома автономии в полном составе ожидало спецпоезд на перроне вокзала. Не исключалась возможность, что Генсек может выйти из вагона на некоторое время. Однако этого не произошло, и поезд без остановки проследовал к Хабаровску.

А вот Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи Президентом Российской Федерации в период с 2008-го по 2012 год, 2 июля 2010 года посетил с рабочим визитом автономную область. В Биробиджане он провел совещание с руководством ЕАО, дал несколько поручений федеральным ведомствам, касающихся  социально-экономического развития области. Дмитрий Анатольевич побывал в биробиджанской еврейской общине «Фрейд». Здесь он преклонил колено перед камнем, установленным в память жертвам Холокоста, посетил несколько других достопримечательностей города.

Владимир Владимирович Путин был в нашей области дважды. Первый раз, занимая тогда пост премьера РФ, как многие, конечно, помнят, он пересек территорию области по автотрассе «Амур», следуя из Хабаровска в Читу. При этом его не везли, а он сам сидел за рулем отечественной легковушки «Лада-Калина». Первую остановку он сделал недалеко от Биробиджана у придорожного кафе. Здесь он съел булочку и выпил стакан чая. Об этом событии, которое произошло 15 августа 2011 года, в кафе напоминает вывешанный портрет тогдашнего председателя правительства России. Следующую остановку Владимир Владимирович сделал в железнодорожном поселке Лагар-Аул, где велась реконструкция железнодорожного тоннеля, проложенного сквозь сопку 100 лет назад, а поезда шли по новому подземному коридору. Была середина дня, и премьер пообедал у тоннельщиков.

Ну а второй визит Путина в нашу область, естественно, на памяти у всех. Это было 30 августа текущего года, когда Президент России прибыл на Дальний Восток, чтобы самому получить полное представление о катастрофическом наводнении. В Биробиджане он пробыл недолго, проведя совещание в правительстве ЕАО. Уже 31 августа вышел указ Президента РФ о мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия. Особое внимание в нем уделено материальной компенсации людям, пострадавшим от стихии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *