Каменная страница истории

Каменная страница истории

из архива редакции

Театр начинается с вешалки, а город начинается с вокзала. Вокзал – это первое знакомство с городом, первое впечатление о нем. В декабре Биробиджанский железнодорожный вокзал отмечает большой юбилей – 80 лет

Однако таким, каким мы его сейчас видим, вокзал стал не сразу. Первое вокзальное здание на станции Тихонькой было построено в 1912 году. Это был деревянный домик – тесный, неудобный, да и особо не пользовавшийся популярностью.

К 1928 году в Тихонькой проживало уже 623 человека, появилось больше двух сотен разбросанных по ландшафту домиков, начальная школа и кооперативная лавка. Ни больницы, ни телеграфа, ни моста через Биру. А железнодорожных билетов здесь каждый день продавали около двадцати. Станция Тихонькая стала местом, откуда переселенцы, приезжая сюда на поездах, направлялись вглубь района для освоения новых территорий.

20 апреля 1928 года в Тихонькую прибыл первый состав с еврейскими переселенцами. За год сюда приехало около тысячи человек. Справиться с таким потоком приезжающих маловместительному вокзалу было не под силу, и в 1932 году к существовавшему зданию пристроили барак.

Из воспоминаний переселенца Кирилла Молочного о его прибытии на Тихонькую в 1929 году: «…Поезд остановился на глухой станции. Небольшой домик – это вокзал. Деревянный поселок раскинулся вдоль железнодорожного полотна. Одна улица».

Осенью 1931 года приехал сюда с родителями Ефим Фельдман, вот как он это запомнил: «В памяти сохранилось здание вокзала станции Тихонькой – небольшой рубленый дом, расположенный буквально в пяти метрах от железнодорожных путей. Помню длинные бараки, произвольно расположившиеся на довольно большой территории, между ними – деревянные тротуары и мостки, брошенные через топи и болота. Кругом была тайга, нещадно кусались комары. Но переселенцы работали, не щадя себя, строили все новые и новые бараки, пахнущие смолой и свежераспиленным лесом».

Зимой 1934 года приехала в Биробиджан Екатерина Либинзон. 

«Маленькое деревянное здание – это вокзал. Выходим на привокзальную площадь. Тишина, темнота. Впереди длинная улица, застроенная маленькими одноэтажными и двухэтажными деревянными домами», – вспоминала она.

Постепенно необходимость нового вокзала стала очевидной. К тому же деревянное здание не соответствовало нормам пожарной безопасности. И в 1933 году было принято решение о сооружении каменного вокзала. В 1934 году в Биробиджане появился кирпичный завод, первые кирпичи которого и пошли на его строительство. 4-3

В мае 1935 года 13-е отделение БАМЛАГа приступило к строительству вокзала силами заключенных Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря. Началась разбивка площадки на месте, рекомендованном в градостроительном проекте швейцарского архитектора Ханнеса Майера. 

Закончилось строительство здания вокзала, двух путей и посадочных платформ 29 декабря 1935 года. Можно сказать, что первое каменное здание на станции Биробиджан было возведено в рекордно короткие сроки, несмотря на острую нехватку техники, материалов и рабочей силы. Кстати, за ударную работу многие заключенные получили премии и льготы, а некоторые – досрочное освобождение.

В новом здании появились огромный вестибюль, зал ожидания, ресторан, справочное бюро, комната матери и ребенка, парикмахерская, газетный киоск, гостиница из шести комнат, а в вестибюль выходило окно почты-телеграфа. Однако уже через несколько лет в связи с техническими просчетами произошел обвал деревянных конструкций, а пожар уничтожил лепные украшения на потолке, которые не подлежали восстановлению. Строителям вновь пришлось реконструировать здание, и по ночам сотрудники станции выкладывали по полу и вестибюлю мраморную плитку — обрабатывалась она вручную. 

В мае 1941 года была заасфальтирована и озеленена привокзальная площадь. После войны на площади у вокзала был построен фонтан. А в начале этого века провели реконструкцию вокзала – к основному зданию   добавились боковые пристройки. 4-2

В очередной раз в обновленном виде вокзал и привокзальная площадь предстали в 2003 году. Тогда на площади установили восьмиметровую менору, появился новый фонтан, а потом площадь украсила скульптурная композиция, посвященная евреям-переселенцам. 

Сегодня вокзал – это не просто место прибытия и отправления поездов. И не только памятник архитектуры. Это настоящая каменная страница истории, рассказывающая потомкам о времени и событиях, безмолвным свидетелем которых вокзал был с самых истоков области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − пять =