Казачьему роду нет переводу

Казачьему роду  нет переводу - Марина Шаповалова

автора

Марина Шаповалова

Директор Дома культуры села Екатерино-Никольское собрала большую коллекцию старинных предметов быта и фотографий

Просторный кабинет директора Дома культуры с. Екатерино-Никольское Марины Ивановны Шаповаловой больше похож на краеведческий музей. Вдоль его стен стоят столы с выставленными для обозрения предметами казачьего быта, собранными у старожилов бывшей станицы, — угольными самоварами и утюгами, коромыслами, элементами конской упряжи, медными валдайскими колокольчиками, маслобойкой, скребком для выделки шкур, олочами — самодельной мягкой обувью с завязками. Есть здесь и хунхузский клинок, и герб почтовой кареты, которыми по дороге вдоль Амура в те времена перевозилась вся почтовая корреспонденция, глиняные кувшины, печная дверца с изображением коней, алюминиевая фляжка времен Гражданской войны и чудом сохранившаяся ставня от сельской церкви, которой было забито слуховое окно бывшего колхозного зерносклада. От нее, кстати, остался еще один из трех колоколов. Сегодня он висит у входа в помещение православного прихода святой великомученицы Екатерины. В доме, крытом американским железом, где жили сельские священники, до сих пор размещаются сельские почта и библиотека. У самой Марины Ивановны хранится маленькая икона Божией Матери с поясным изображением типа Одигитрии, датированная 18 веком. Она знает, что такую же носил на шее священнослужитель Екатерино-Никольской церкви.

На самом видном месте в этом импровизированном музее большая фотография сотни казаков Екатерино-Никольской станицы и множество других снимков почти столетней давности. На одном из них — последний атаман станицы Яков Федорович Сватков 1880 года рождения. Яков Федорович дважды был женат. Его жен звали Мария и Карелия. У него было десять детей. Интересно, что сегодня в Екатерино-Никольском живет его внучка Галина Андреевна Баскакова. Ее мама – Антонина Михайловна Сваткова — умерла два года назад в возрасте 95 лет, отца не стало раньше — в 83 года. Супруги были долгожителями. Еще одна внучка атамана — Светлана Николаевна Гайдаева — жительница Биробиджана. Галина Андреевна встретилась со своей двоюродной сестрой только в прошлом году. Ее родители никогда ничего не рассказывали о своих многочисленных родственниках. Одна из сестер Андрея Яковлевича — Надежда — жила в Хабаровске. По словам Светланы, у нее она видела фотографию деда в казачьей форме со всеми регалиями. Интерес к своим корням и привел Светлану Николаевну в Екатерино-Никольское.

В архиве Марины Ивановны есть фото представителей многих казачьих семей – Кареповых, Козыревых, Лесковых, Рюмкиных, Шестопаловых, Журавлевых, Путинцевых, Матафоновых, Клевовых, Бакшеевых, Киберевых, Стафеевых, причем не только из Екатерино-Никольского, но и других бывших казачьих станиц и хуторов, некоторых из которых, например сел Марьино, Сторожевое, давно нет на карте области. В основном военные фотографии сделаны в Благовещенске, Чите, куда казаков собирали на военные сборы. Как-то в сельском Доме культуры побывала хабаровчанка Н. Сухарева из рода    Стафеевых. В этой семье казаками были братья Илья, Алексей, Василий и Афанасий. Последний служил сотником в Нагибовском отряде и считался одним из образованнейших людей своего времени. Вскоре после этого женщина отправила на имя Шаповаловой письмо с копиями фотографий из своего личного архива. На одной из них — казак Иван Носырев, служивший в станице Михайлово-Семеновской. Именно он был крещен самим цесаревичем и его спутниками в церкви Екатерино-Никольского в 1891 году.

Среди множества документов и материалов, собранных директором сельского Дома культуры, есть паспорт с гербом Дальневосточной республики, выданный управлением Благовещенской уездной рабочей милиции отцу жительницы села Веры Ильиничны Обуховой 10 мая 1924 года для проживания в разных городах и селениях. К раритетам можно отнести и один из номеров еженедельного иллюстрированного журнала литературы, политики и современной жизни «Нива», датированный 1884 годом. Годовая подписка на него стоила тогда с пересылкой в Москву и другие города России    6 рублей. Очень интересное издание, позволяющее его сегодняшним читателям получить представление о том, что читала тогда самая образованная часть российского населения. Вполне возможно, что этот журнал читали и в казачьих станицах.

О своих отцах и дедах- казаках, по словам Марины Ивановны, местные бабушки-старожилы, большинства из которых уже нет, и тогда рассказывали ей шепотом. Все, что было связано с ними, долгие годы было под запретом в их семьях. В годы политических репрессий люди жили в постоянном страхе за своих близких и родных. Поэтому безжалостно сжигали в печах документы и фотографии казаков, уничтожали все, что было с ними связано.

Историей казачества директор сельского Дома культуры и руководитель известного на всю область танцевального коллектива «Мозаика» заинтересовалась неожиданно для себя лет восемь назад, когда захотела поставить со своими воспитанниками казачий танец. Для него нужно было пошить костюмы. Их описание и эскизы пришлось искать в краеведческих музеях. Специально ездила для этого в Амурзет, Биробиджан, Хабаровск, расспрашивала старожилов. И хотя сама никогда не имела казачьих корней, настолько увлеклась этим, что сегодня, наверное, знает о прошлом станицы больше, чем любой ученый. В двух папках — документальные материалы о казаках, в том числе и взятые из сети Интернет, статьи областных и районной газет на краеведческие темы. По рассказам односельчан она даже попыталась восстановить перечень семей, живших на первых четырех улицах села, которому в этом году будет 154 года. Удивительно, столько лет с тех пор прошло, а называют улицы здесь чаще не так, как написано на табличках, а по – старому, как шел счет от Амура — первая, вторая, третья и так далее. Может быть, это и есть генетическая память?

С материалами и экспонатами, собранными Мариной Ивановной, охотно знакомятся во время летних каникул местные и столбовские школьники. Интересны они студентам, пишущим рефераты, и многим жителям села из старинных казачьих родов. В Екатерино-Никольском эти фамилии до сих пор на слуху. Года три назад при Доме культуры его работники даже организовали тематическую оздоровительную смену под названием «Гурантенок», во время которой знакомили детей с историей Екатерино-Никольского, рассказывали о богатых казачьих традициях, боевых походах их предков. О том, что они — потомки казаков, надевавших на праздники головной убор — выделанную голову дикого козла- гурана, сегодня хорошо знают и все мальчишки из танцевального коллектива «Мозаика».

Зачем все это нужно работнику культуры – профессиональному хореографу? На этот вопрос она отвечает так:

— Люди должны знать все об истории своего края. Это и интересно, и полезно. Без уважения к прошлому, к памяти тех, кто жил раньше на этой земле, невозможно научить детей любить свое село и свою страну.

И это не просто красивые слова. Это убеждение человека, по-настоящему увлеченного своим делом и неравнодушного к тому, что его окружает.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *