Казачья демократия

Казачья демократия

Иллюстрации из книги «Азиатская Россия», 1914 г., Санкт-Петербург.

На большом круге Амурского казачьего войска, состоявшемся недавно в Благовещенске, высокую должность получил атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества в автономии Виктор Сизов. Станичники избрали его заместителем атамана названного выше войска. Процедура выборов отвечала всем казачьим законам: кандидатов на должность заместителя атамана называли персонально, причем каждый из казаков имел право огласить своего собственного кандидата

Голосовали за каждого из них открыто поднятием вверх правой руки, и если он набирал подавляющее число голосов, итог подводился возгласом «Любо», т. е. делали так, как поступали их прадеды, сотни лет назад заложившие основы казачьей демократии и самоуправления.

Истоки традиций

Историки русского казачества, в частности, наш современник Валерий Шамбаров пишет, что казачество вышло на историческую арену уже весомой силой, в значительной мере сложившейся общностью, с твердо сформировавшимися традициями: братства, самоуправления, самоорганизации, казачьего права. Такой комплекс традиций никак не мог возникнуть сразу, случайным образом. Обычаи воинского круга были присущи многим древним народам — германским, славянским… Есть версия, что у скифов цари выбирались на кругу. Но от древнерусского веча и земских сходов средневековой Руси казачий круг значительно отличался как по ритуалу, так и по функциям. Он был не только представительным, но и высшим законодательным и 42судебным органом с огромными полномочиями.

В станицах ежегодный круг избирал атамана и двух судей: они вместе разбирали мелкие тяжбы, проступки, могли наложить штраф, посадить на несколько дней под арест, просто выпороть.

В станицах сложился и совет из стариков (не менее четырех человек), их называли «подписными» — они подписывались под станичными документами и при получении приказов начальства, ручаясь, что распоряжение будет выполнено.

Не следует считать, что вопросы, поднимаемые на кругах, обсуждались спокойно и бесконфликтно. Были интриги, скандалы, иногда даже доходило до потасовок. Впрочем, конфликты долго не продолжались, и мир между оппонентами, как правило, наводился авторитетом стариков, которые могли отвесить особо ярым забиякам полновесную затрещину.

И если на кругах случалось всякое, то в боевой обстановке властвовали единоначалие, железная дисциплина, а самое главное —  казачье братство с его девизом «Один за всех — и все за одного».

Лучшие из лучших

В жизни станичников были эпизоды, когда в бой с противником казаки шли не по приказу начальства, а по персональному выбору на станичном круге. К таким эпизодам можно отнести разгром нескольких воинских пикетов на правом (китайском) берегу Амура в 1900 году. Тогда в Китае бушевало Ихэтуаньское восстание, чем пользовались банды хунхузов и некоторые правительственные воинские подразделения, совершая нападения на станицы Амурского казачьего войска. Тогда-то из войскового штаба, который находился в Благовещенске, поступил приказ избрать на станичных кругах команды казаков запасного разряда для уничтожения береговых китайских пикетов как источников опасности казачьим станицам.

Выборы добровольцев, а также казаков по  составленным заранее спискам состоялись в станицах Екатерино-Никольской, Пузиновской, Союзной, Раддевской, Башуровской. В нашем распоряжении находится документ о таких выборах в станице Екатерино-Никольской: рапорт кандидата станичного атамана Дружинина в войсковое управление Амурского казачьего войска от 24 июля 1900 года. В нем он докладывает, что команда из 30 казаков и двух урядников, переправившись через Амур выше китайского пикета в верстах 3-х, скрытно подобралась к нему, застав пикетчиков врасплох. После скоротечной схватки часть хунхузов была уничтожена, остальные бросились бежать. Казаки, не потеряв ни одного человека, взяли трофеи, в числе которых были несколько лодок, а также верховая лошадь.

Также успешно выполнили боевую задачу казачьи команды из названных выше других станиц. После подавления Ихэтуаньского восстания российский император Николай II направил в Благовещенск величайшее послание, в котором выразил особенное 43благоволение и признательность за мужество при защите Приамурья от китайских войск и хунхузов. Большая группа казаков, а также несколько девушек и женщин-казачек, участвовавших наравне с мужчинами в отражении атак противника, были награждены медалями.

Коня на скаку остановит

Решимость, храбрость, а также владение некоторыми видами оружия, навыки верховой езды были отличительными чертами женской половины станиц. Тем не менее казачки редко имели право участвовать на кругах и сходах, голосовать за принятие того или иного решения, прилюдно высказывать свое собственное мнение. В то же время их интересы на кругах представляли отцы, мужья, братья, и нередко оценка событий женщинами облекалась в форму решений казачьего круга.

Правда, говорить о том, что женщины подвергались в станицах дискриминации, было бы в корне неверно. Казачки были почитаемы и уважаемы. Так, казак и даже станичный атаман не имели права вмешиваться в женские дела. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет — снять шапку. Попутно заметим, что из всех сословий царской России только в казачьих войсках раз в году праздновался День матери-казачки.

Назначение казачек в станичной жизни и их место в общине определил в приказе в 1816 году знаменитый донской атаман Платов: «Пускай верность и усердие их, а наша за то им признательность, взаимное уважение и любовь послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен-казачек».

Конечно, сейчас в казачьих обществах и войсках живут не все традиции, заложенные много веков назад. Но одно осталось незыблемым — все главные вопросы казачьей жизни решаются на кругах самым демократичным путем.

Кстати

Местное самоуправление в казачьих войсках было регламентировано специальным положением, принятым в 1870 году. По нему казачьи станицы должны были управляться станичным сходом, должностными лицами во главе со станичным атаманом, станичным правлением и станичным судом.
Станичный сход состоял из домохозяев и выбранных ими должностных лиц (атамана, его помощника, казначея, судей и др.). Станичный сход являлся распорядительным органом, станичное правление — органом исполнительным. В состав последнего, кроме станичного атамана, входили его помощники, казначей и трое избранных станичным сходом доверенных.
Станичный суд избирался ежегодно сходом. Его задача заключалась в примирении тяжущихся сторон. При невозможности достижения мировой сделки судьи должны были выносить решения, учитывая местные обычаи и правила, принятые в казачьем быту.
Однако из-за ряда объективных причин положение 1870 года на казачьи войска Дальнего Востока распространено было лишь частично. В 1891 году оно было заменено новым «Положением об общественном управлении станиц казачьих войск». Документ давал войсковому начальству «право контроля и руководства» деятельностью всех органов общественного управления. В отличие от предыдущего, положение 1891 года было реализовано и в казачьих войсках Дальнего Востока — Забайкальском, Амурском и Уссурийском.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *