Кинособытия года

В декабре киноиндустрия, как водится, говорит об итогах проката и делает выводы.

Выводы эти предсказуемо неутешительны. Аналитические киноиздания утверждают, что  в прошедшем году российские фильмы посетило только 17% отечественных кинозрителей. Остальные 83% предпочитают смотреть кино зарубежное — и их можно понять. Тут вам и диагноз поколению Интернета — «Социальная сеть» Дэвида Финчера, и прекрасный мультфильм «Легенды ночных стражей» Зака Снайдера, и киноаттракцион «Аватар» Джеймса Кэмерона. Российские кинорежиссеры не балуют столь разноплановыми работами и если фестивальное кино у нас имеется, то простого и хорошего зрительского, кажется, нет совсем. Тем не менее каждый год находится хотя бы несколько фильмов,  которые заставляют о себе говорить и, может быть, когда-нибудь войдут в историю — правда, по разным причинам…

Самый скандальный фильм года

«Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова

Продолжение былого хорошего фильма когда-то хорошего режиссера Никиты Михалкова получило в среде киноманов и кинокритиков язвительное сокращение «УС-2». Честно говоря, такое отношение к картине сложилось задолго до премьеры. Да, огромное количество сценарных ляпов, плохая игра актеров, плоские шутки, автору изменяет вкус и чувство меры — на некоторые вещи можно было бы закрыть глаза, голливудским блокбастерам же прощаем… Но «УС-2» — это тот самый случай, когда невозможно отделить личность автора от созданного им произведения. А само кино в общем-то легко описать одной фразой, как в известном анекдоте: «Конечно, ужас. Но не ужас, ужас, ужас!»

В прокате фильм провалился — это ни для кого не секрет, несмотря на то что сам Никита Сергеевич объясняет произошедшее происками  врагов и глобальной травлей в прессе, организованной подкупленными журналистами. И уже даже не смешно… А посмотреть эту картину стоит хотя бы по одной причине: как наглядное пособие, доходчиво растолковывающее, что однажды может произойти с художником, который начинает любить себя в искусстве, а не искусство в себе.

Самый изящный фильм года

«Кочегар» Алексея Балабанова

Фильм, которого по-настоящему ждали. Фильм, из-за которого, конечно же, бились преданные поклонники режиссера и люди, желающие упечь его в психиатрическую лечебницу. Благо, и тех, и других хватает — все потому, что зрители зачастую отказываются принимать эстетическую позицию Балабанова. А он не из тех, что струны рвут и душевный трепет вызывают. Алексей Октябринович, вот уже двадцать лет фактически снимающий одну и ту же картину, — хирург со стажем. Он препарирует действительность — свою собственную — и делает это точными движениями, даже с некоторым изяществом.

«Кочегар» — кино страшное, жестокое и живо рисующее современную и вечную трагедию «маленького» человека, его отчаяние и способность вынести миру свой собственный приговор. Посему впечатлительным просьба не беспокоиться. Тринадцатый фильм Балабанова не для всех. Хотя прост, как букварь, и ритмически выдержан, как отличное стихотворение.

Самый переоцененный фильм года

«Овсянки» Алексея Федорченко

Алексей Федорченко известен тем, что колпачит представителей мировой общественности, словно буратин на ярмарке. Его фальсификация «Первые на Луне» взяла приз в конкурсе документального кино Венецианского кинофестиваля, следом наград удостоились «Овсянки» — уже в этом году в Венеции картина получила приз критиков и экуменического жюри, досталась статуэтка и оператору картины Михаилу Кричману.

«Овсянки» — художественный фильм, упорно выдающий себя за сделанное на документальной основе, этакое этнографическое полотно. Несуществующие обычаи давно вымершей народности «меря» выдуманы  — от первого до последнего кадра. Обвиненный в порнографии дома, но встреченный овациями в Европе, кажущийся тягучим и нескончаемым, но идущий всего 75 минут фильм.  Хорошо ли он снят? Хорошо. Скучно ли его смотреть? Скучно. Но увидеть необходимо: просто для того, чтобы понимать, каков путь современного кинематографа, и отличать истинное от мнимого.

Самый неоднозначный фильм года

«Как я провел этим летом» Алексея Попогребского

Сразу с тремя «Медведями» вернулись создатели с Берлинского кинофестиваля — за выдающуюся работу оператора Павла Костомарова и исполнение мужских ролей. Суровую мужскую драму Алексея Попогребского можно ценить, но вряд ли получится полюбить. Это холодная, длинная, как полярная ночь, камерная история. Только станция в Северном Ледовитом океане,  бескрайние снега и два человека, ведущих наблюдения: юный безответственный мальчишка, живущий в мире компьютерных игр, и усталый мужчина, оставивший дома семью, трогательно передающий жене и детям послания по рации.

«Сочинение потом напишешь, как я провел этим летом, да?» — в сердцах кричит своему юному помощнику опытный полярник. А говорят в фильме вообще очень мало, это своего рода картина- молчание, оттого и такая кособокая лингвистическая конструкция становится названием неслучайно. Кособокость представлений о жизни, отсутствие способности к коммуникации как таковой, потеря естественных человеческих качеств — вот о чем размышляет режиссер, успокаивая зрителя прекрасными чукотскими пейзажами и раздражая монотонностью повествования.

Таковы итоги 2010 года, завершающего первое десятилетие двадцать первого века. Четыре фильма. Всего четыре. Говорят, дальше будет только хуже, новое финансирование кино практически не оставляет шансов дебютантам.

Зато режиссер шедевральных «Старух» Геннадий Сидоров, молчавший целых семь лет, сейчас заканчивает съемки картин «Собачьи глаза» и «Роман с кокаином». А это значит, что в следующем году мы увидим как минимум два хороших фильма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *