Когда безопасность — работа

Когда безопасность — работа

Анатолия Клименкова

Вечерняя темень глубокой осени, холодно и промозгло. Сейчас бы сидеть  на мягком диване у телевизора, попивать чаёк, книжку читать или сидеть в Интернете по обыкновению многих… Но снаружи ждет патрульный автомобиль и ночная смена несения службы по улицам Биробиджана – несмотря на темноту, холод и дождик

Такая работа у патрульных  службы вневедомственной охраны, уже который год подряд — со времени создания в России. Вчера ей исполнился 61 год.

Покататься корреспондентам «в ночную» по улицам города с полицейскими – такую возможность грех упустить. Но сначала — обязательный инструктаж с сотрудниками ОВО. Выслушиваем сообщение об оперативной обстановке в городе, а также о поступивших ориентировках: украден мопед красного цвета, номер такой-то; несколько дней назад пропал из дома житель Биробиджана, имя возраст, приметы… 

Ежедневные сообщения о происшествиях не должны ускользать от внимания полицейских, их работа, в том числе, выявлять и такие вещи. Отдел вневедомственной охраны УМВД по ЕАО работает в режиме единой дислокации с другими структурами охраны правопорядка – ГИБДД, патрульно-постовой службой… В случае необходимости, когда нужна поддержка, они работают все вместе, если нужно, по сигналу “тревога” вызываются дополнительные экипажи.

Кстати, на инструктаже начальник дежурной части вполне может проверить полицейских на знание порядка несения службы, а то и попросить продемонстрировать владение навыками самообороны. И то и другое сотрудники должны знать назубок. Само собой, обязательна проверка состояния амуниции, все ли на месте —  документы, жетоны, свистки, наручники…

Маршрут патрулирования нашего экипажа ОВО №1, так называемый район ДСМ. Зона его начинается от своеобразной «границы» — улицы Димитрова. За ней вся часть города подлежит патрулированию и проверке, от центральных улиц и дворов до темных закоулков: жилые массивы улицы Парковой, частные домишки так называемого поселка Фаланга, район остановок «Почта» и «Безымянка», улицы Обозная и Тихоокеанская – традиционные места скопления нехорошего контингента, есть в старых «деревяшках» целые притоны…

— Сначала мы едем принимать наш маршрут,  — поясняет сержант полиции Вячеслав Коновалов, когда полицейские получили оружие, экипировались, и мы все вместе загрузились в патрульную машину. – Одна из основных наших задач – проверка охраняемых нашим отделом объектов, все ли они поставлены на сигнализацию: банки, офисы, магазины…

Мы перед этим успели побывать в помещении, где располагается пульт централизованной охраны ОВО. Это «сердце и мозг» всего отдела, который отслеживает всю информацию об охране объектов, квартир и имущества граждан в областном центре, поставленных на сигнализацию. Чуть где случится несанкционированная «сработка» в квартире или магазине, или кто-то нажмет тревожную кнопку – на пульте сразу загорится сигнал тревоги. А дальше дежурным пульта нужно мгновенно сообщить по рации патрулям о происшествии, чтобы те проверили, в чем дело… Кстати, а почему на пульте работают только женщины, да еще сменами по 12 часов, что тоже нелегко? 

Начальник ОВО по ЕАО подполковник полиции Леонид Попов пояснил это так: женщины от природы внимательнее, быстрее реагируют на тревожные ситуации. Так что в ответственной работе на пульте доверия к ним больше…

Тут и там в темноте улиц горят красные огоньки сигнализаций поставленных на охрану объектов.  Бывает и так, что хозяева забывают поставить свое помещение на ночь  под охрану. Все свои объекты полицейские знают наизусть, так что это тоже не останется без внимания патрульных.

— А непогода помогает в работе? – спрашиваю патрульных. – Ведь в холод или дождь всяких безобразников на улице бывает меньше… Или не так?

— В этом, бывает, помогает,  — поясняет сидящий за баранкой напарник Вячеслава Коновалова, старшина Михаил Ветлугин. – В мороз, или когда дождь, народ в основном сидит по домам,  хулиганят в городе меньше. А в чем-то, наоборот, непогода только делает работу сложнее. Если сильный ветер или гроза — ложных срабатываний сигнализаций бывает очень много. И на каждую надо съездить, проверить. Всякое бывает…

Район улицы Калинина. Патрульные замечают группу молодых парней. Те спокойно бредут себе впотьмах по обочине дороги, но проверить их нужно обязательно.  Останавливаем ребят, Вячеслав Коновалов опрашивает каждого, записывает ФИО, место прописки и проживания, запрашивает «базу» на предмет нахождения в розыске или попадания ранее в поле зрения полиции. Ребята деревенские, студенты ПУ-1, напрягаются при виде корреспондента с фотоаппаратом, отворачиваются от объектива. Нет  чтобы дома сидеть, зачем-то шатаются под дождем…

Чуть позже «оживает» рация: сообщение об угоне автомобиля. Минуту спустя передаются подробности – угнали… такси. Причём угонщик, сев в автомобиль, попытался наброситься на таксиста с ножом, но тот вовремя выскочил из машины. Приметы угонщика – одежда, голос… «При встрече и задержании соблюдать осторожность!» – звучит предупреждение для всех.

— Ничего себе! Вот отморозок! – комментирует Михаил, выкручивая руль. – Так, поехали проверять. Угон совершен в переулке Ремонтном, 6, здесь недалеко.

— Возможно, я его знаю, – говорит Вячеслав Коновалов, — угонщика то есть. Голос скрипучий, темная куртка, кепка… Он как раз живет на Ремонтном. Мутный тип.

По рации уже идут переговоры. В режиме общей дислокации машины ГИБДД перекрыли ленинское направление выезда из города, работают по другим… В курсе происшествия и экипажи ППС. Проверка темных закоулков района за заводом «Дальсельмаш» заносит нашу машину в совсем уж неизвестные мне места. Кругом темень, заросли по краям раздолбанной дороги. Среди патрульных ее называют «пьяная дорога» — поскольку вся разбитая, только успевай «пьяным» стилем маневрировать на автомобиле среди выбоин. Патрулируя закоулки, полицейские высвечивают тёмные тупики фонариком – в одном из них вполне можно спрятать угнанную машину.

— В этих местах мы не раз раньше ловили угонщиков на автомобилях или находили брошенные машины, — поясняет Михаил ,– так что проверить их стоит прежде всего. 

Заметен опыт и профессиональный уровень наблюдательности полицейских ОВО. Проезжая по ночной дороге, все встречные подозрительные автомобили они распознают почти сразу – марку, такси это или не такси. Когда мы разъезжали по периферии района, всякий встречный свет фар заставлял напрягаться и нас, и их – а вдруг это и есть попавшийся навстречу угонщик…

 По рации  в дежурную часть идут отчеты экипажей, кто какие районы города «отработал», разыскивая угонщика. Пока результатов нет. Но, как пояснили полицейские, в большинстве случаев такие угоны раскрываются по горячим следам в течение нескольких часов, так что у злоумышленника мало шансов уйти незамеченным…

В ходе патрулирования  встречаем бредущего впотьмах невесть куда бомжеватого вида мужичка. Он крепко пьян, так что лучше его не бросать. Отвозим недовольно ворчащего мужчину на медицинское освидетельствование, а потом в горотдел – отсыпаться. Отлавливать таких вот «деятелей» — тоже работа экипажей ОВО. По разным причинам – не место пьяным на улицах, да еще и ночью, «поддатые» граждане могут что-нибудь натворить или сами станут жертвой хулиганов. 

Время на часах – почти полночь. У ребят скоро небольшой перерыв, есть время перекусить. Дальше начнется самое напряженное время патрулирования, когда в основном с часу ночи до 4-5 часов утра совершается больше всего правонарушений и преступлений. Самых разных – краж, взломов, угонов, бытовых ссор с травмами и поножовщиной, грабежей и разбоев… Много суровой и тревожной  работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *