Когда материя затмевает дух…

Когда материя затмевает дух…

Анатолия Клименкова

По мнению педагогов учебных учреждений Еврейской автономии, вопреки значительно улучшившимся материальным и техническим условиям для образовательного процесса его результаты за время реформ стали гораздо хуже

Таковы результаты проведенной за год работы лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН, которую возглавляет доктор педагогических наук, профессор Виктор Николаевич Никитенко.

 Изучают сами себя

— Это исследование было призвано дать ответ на вопрос: как относится педагогическое сообщество региона к проводимой сейчас реформе образования?  — рассказывает профессор. – Ведь система общего образования в ЕАО, как и во всей России, находится в перманентном реформировании с начала 90-х годов прошлого века. Сначала требовалось привести ее в соответствие с законом РФ «Об образовании» 1992-го года, затем — в соответствие с последующими нормативными актами федерального значения, в которых российское образование было отнесено к важнейшим государственным приоритетам, и наконец, с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 2013-го года. При этом все нормативные акты требовали качественных изменений в системе образования, по крайней мере, в трех ее основных составляющих – условиях для образовательного процесса, самом процессе и его результатах.

Конечно, на первых порах педагоги настороженно относились к очередному реформированию, учителями высказывались негативные оценки по поводу грядущих изменений. Но прошло время, появились какие-то результаты реформы, и возникли новые мнения.

Однобокие изменения

Сотрудниками лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП  ДВО РАН было опрошено 322 педагога разного профиля, с различным педагогическим опытом из школ Биробиджана и районов области. Это стало возможно благодаря совместной работе с биробиджанским областным Институтом повышения квалификации педагогических работников, куда в течение года многие учителя из районов приезжали на различные курсы, семинары и занятия по повышению профессионального мастерства. 

— Опрашиваемым предлагалось оценить реформенные изменения по 32-м показателям по шкале «Стало лучше», «Стало хуже» и «Ничего не изменилось», — рассказывает Виктор Никитенко — Результаты исследования показали, что более всего педагоги области отметили позитивные изменения в улучшении материальной базы образовательных учреждений. А вот изменения в самом образовательном процессе как позитивные отметили менее половины опрошенных.  Гораздо больше из них считают, что в этом плане ничего не изменилось в лучшую сторону или даже стало хуже, чем было до реформы! С чем это связано? С тем, что педагоги сами не желают проявлять творчество, искать новые формы взаимодействия с учениками, застряв в классической классно-урочной системе преподнесения знаний, или с тем, что им не дают этого сделать, загоняя в формализованные рамки оценивания знаний учеников – тесты и ЕГЭ? Ответы на эти вопросы еще предстоит узнать. 

По третьей, итоговой составляющей образовательного процесса – его результатам – дела обстоят еще тревожнее. Только представьте – количество ответов «Стало хуже» и «Ничего не изменилось» суммарно больше количества положительных оценок по поводу результатов образовательного процесса в два раза! Совсем для немногих что-то стало лучше, и они отметили положительные изменения в физическом, трудовом, патриотическом, духовно-нравственном воспитании детей, их отношении к учению и психологическому климату в детской ученической среде.

Как рассказал профессор, очень актуален для педагогов был вопрос, связанный с их отношением к ЕГЭ: больше половины учителей отнеслись к нему как к отрицательной практике, и лишь 40% — как к явлению положительному.

Реформу нужно… реформировать?

— Почти 20% опрошенных остановили бы реформирование, продолжили бы реформу – около половины, а вернули бы систему образования к состоянию, близкому к советскому периоду, почти треть педагогов. Мы сделали следующий вывод: большинство опрошенных педагогов считает, что система образования нуждается в дальнейшем реформировании. Казалось бы, к «вещественному» должно подтягиваться и духовное: есть все условия, материальная составляющая – учись, ученик, пользуйся, познавай, изучай, а мы, педагоги, тебе поможем! Но нет, такого не происходит, и прежде всего от этого страдают все виды воспитания учеников… Многие педагоги отмечают, что устойчивость такого педагогического треугольника взаимодействия как «учитель – ученики — их родители» мало в какой школе налажена. В результате в проигрыше все, и в первую очередь — школьники.

Можно предположить, что во многом такая ситуация сложилась по нескольким причинам: во-первых,  давно уже не стало прививающего ответственность объединяющего начала для всех учеников, нет общественной детской организации, несмотря на всю разностороннюю инициативность современных школьников: волонтерство, участие в общественно значимых, социальных проектах, даже политике и экономике…

 — А формализация итоговой аттестации учеников учитывает только результат обучения, но не воспитания, — считает доктор педагогических наук. —  Ну как, скажите, с помощью  того же ЕГЭ можно оценить состояние души школьника после обучения? Это в принципе невозможно, потому что ученик показывает свои знания не как результат постижения их сути, основных мыслей и принципов, а как школьник, натасканный на правильный ответ в контрольно-измерительном материале на ЕГЭ! Обучение не предметам, а тому, как правильно надо сдавать ЕГЭ в конце года, стало в выпускных классах приоритетным! Как никогда стал высок уровень стресса старшеклассников по этому поводу, что уже привело в этом году в западных регионах страны к психическим расстройствам школьников и даже попыткам суицида! Уже сейчас это серьезный повод реформаторам от образования задуматься —  к чему мы идем? К бездумному встраиванию в единое образовательное пространство в рамках всемирной глобализации без учета нашего менталитета и самобытности, традиций, складывавшихся веками? Или все же стоит в чем-то основательно пересмотреть некоторые аспекты реформы? И участвовать во всемирном образовательном процессе как в «единстве многообразия», а не в бездушном копировании показавшихся кому-то удобных, но прогрессивных ли традиций чуждого нам образования?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *