Коль пироги начнет печи сапожник…

Коль пироги начнет печи сапожник…

Владислава Цапа

Принцип «эффективного менеджмента» в отдельно взятом учреждении образования 

Сегодня, чтобы быть директором средней общеобразовательной школы, надо иметь высшее педагогическое образование. Директору ПУ оно, видимо, не нужно. Во всяком случае, директор ПУ-6 г.Облучья Сергей Рачков, о котором идет речь, экономист по образованию. За время его руководства (а это менее 2-х лет) из учебного заведения ушло около 20-ти сотрудников. Ушли те, кто задавал директору «лишние», неудобные вопросы. К примеру, почему ряду работников училища урезают зарплату?

Вот что в этой связи рассказала Лариса Кулакова, бывший секретарь учебной части училища:

— Первый месяц, когда пришел Рачков, это был февраль прошлого года, он всем сотрудникам училища выплатил так называемую стимулирующую надбавку и себе в том числе. Зарплата у меня (и не только у меня) была небольшая, около шести тысяч рублей. Прибавили стимулирующую надбавку – получалось порядка девяти тысяч рублей. Но такие деньги я получила только за один месяц. Начиная с марта, он почему-то стал недоплачивать эту надбавку, хотя я работала, старалась, на мой взгляд, трудилась добросовестно. Лично ко мне у директора никаких претензий не было. Не было их и у моего непосредственного начальника. А в этом году я пошла в отпуск. И за месяц работы, когда директор мне заплатил надбавку где-то в размере 50 процентов, – я была в недоумении. Попросила директора письменно ответить: почему он урезал мне стимулирующую надбавку? Повторяю, мой непосредственный начальник, зам. по учебно-производственной работе, была мной довольна. Директор также не высказывал претензий. Тем не менее он написал, что я плохо работала.

 Рачков предложил мне уволиться. Мол, увольняйся или я тебя уволю по статье. В итоге он все ж вынудил меня уйти из училища. Написала заявление «по собственному желанию», чтобы не испортить себе трудовую книжку. 30 сентября прошлого года в ПУ-6 отработала последний день, хотя уходить не хотела. Проработала там три года. Рассказывали, что он лишал людей стимулирующих надбавок за мелкие недочеты, минутные опоздания на работу и даже за непосещения коллективных «посиделок» в честь каких-то праздников, например, 8 Марта, 23 февраля, Новый год… Постоянно пугал людей лишением стимулирующих надбавок.

Лариса Кулакова не сказала, что деньги, так называемые стимулирующие надбавки, в принципе дело хорошее, однако в руках руководителя училища стали кнутом и пряником для формирования удобного, покладистого для директора, коллектива. В России же традиционно хотят сделать как лучше, а получается как всегда.

— Летом в училище был ремонт. Рабочие получили за ремонт  — кот наплакал. Ремонтники – люди взрослые, они сделали выводы… А за что детей наказывают? – говорит Наталья Баша, бывший завхоз училища, — за что их лишают обеда? Да за то, что кто-то из них не успел, опоздал записаться на обед. Такие учащиеся ходят целый день голодными. Директора не волнует, что будет с их здоровьем, когда дети подрастут. Разве это по-человечески? Директор окружил себя людьми, которые молчат, боятся слово сказать против. Я не молчала, поэтому меня сократили, — заключила Наталья Баша.

— В этом году директор немного «потянул» с выплатой отпускных работникам. За это наш «прекрасный администратор» был «удостоен» штрафных санкций. Нам летом директор сказал, что будете летать, как пчелки Майи, пока не выполните всю работу, отпускных не дам, — рассказала Татьяна, не пожелавшая назвать свою фамилию.

Бывший заместитель директора по учебно-производственной работе Лариса Плеганова проработала в училище 23 года. Ей присвоено звание «Почетный работник начального профессионального образования». Однако через полгода после присвоения высокого звания она получает уведомление о… сокращении ее должности. При этом директор сказал, что такая должность в училище не нужна и что он сам справится с обязанностями зама. Формально все по закону. А по сути директор показал заму на дверь за неравнодушное отношение к уволенным сотрудникам. Поддержки в вышестоящей инстанции замдиректора не нашла, услышав в ответ: «У вас есть прокуратура и суд. Не мешайте молодому и перспективному работать». 

Почувствовав поддержку комитета образования, директор сократил мастеров-практиков, а их обязанности вменил обычным преподавателям теории.

— Технология увольнения сотрудников училища проста – либо сокращение должности, либо собирание подписей учеников против неугодного учителя. 

— Когда я учился в педагогическом вузе на 1-м курсе, у нас таким образом кандидат наук боролась с доктором наук. Против доктора наук, профессора подписался 2-й курс, а наш — не стал. Никогда не думал, что эта ситуации опять повторится в моей жизни, — признается Евгений М. 

Но можно ли спокойно смотреть на то, что ученику не дали вовремя стипендию, почему-то отобрали билеты на бесплатный проезд в автобусе, а выпускнице Светлане Лукьянченко не выплатили в конце учебы пособие как сироте? Пришлось ей обратиться в прокуратуру. Подействовало: пособие выплатили, хотя и не полностью. Долго пришлось доказывать директору, что мыть полы в кабинетах – не обязанность педагога. «Вы вели урок, вы и мойте. Вам же платят добавку 15 процентов к окладу за заведование кабинетом», — стоял на своем директор. А учителя не понимают, почему они — единственные в области, которые моют в своем классе полы.

Не понимают учителя и «тонкостей» учебного процесса. В расписании учащихся каждый день «окна». В середине сентября одна из групп училища имела «окно» в расписании продолжительностью четыре урока подряд. В октябре на первом курсе, например, часто в расписании были только 3-й и 5-й уроки. Некоторые родители из-за того, что программа не выполняется полностью,  хотят забрать документы. 

Любители анекдотов говорят, что не в деньгах счастье, а в их количестве. Зарплата директора – государственная тайна. Если вдруг кто-то из подчиненных смеет сомневаться в законности ее получения, то сразу может готовиться к выговору, а потом и к увольнению. А там найдут, за что уволить. Таких «сомневающихся» учителей оказалось двое. Один уже уволен, а второй только угрожает выговор. По ее словам, директор спрашивал, откуда ей стало известно, что он переплатил себе 600 тысяч рублей. 

Не секрет: его зарплата с февраля 2012 года по октябрь 2013 года стала предметом обращения в Счетную палату Российской Федерации. Обращение переслали в область. Председатель контрольно-счетной палаты ЕАО   С.В. Воропаев официально сообщил (25.11.2013 № 0301/358) автору обращения: «В результате контрольного мероприятия установлено, что руководителю учреждения излишне начислена заработная плата, в том числе стимулирующие выплаты в сумме 612941,33 рубля».

Вот, оказывается, в чем вся затея со стимулирующими выплатами, их урезанием, сокращением должностей и увольнениями сотрудников училища. Деньги… С февраля 2012 года, т.е. с момента прихода директора в училище, его руководителю, «излишне начислили зарплату и в том числе стимулирующие надбавки». Факт, официально установленный, и можно предположить, что начисленные суммы директор ежемесячно получал. По своему приказу или комитета – не суть важно. Получил же не сразу все почти 613 тысяч рублей. Как нарушение могло остаться незамеченным в бухгалтерии училища и комитете образования области?

Директор ПУ-6 С.А.Рачков за время своего руководства училищем не провел ни единого урока. И почему-то вспомнились строки басни Ивана Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник…»

Татьяна СТАНКО

Николай НЕМАЕВ

Редакция газеты готова предоставить возможность Сергею Рачкову ответить на факты, изложенные в статье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *