Компьютер + такси… Притормози!

Компьютер + такси… Притормози!

Фото Олега ЧЕРНОМАЗА

О плюсах и минусах сервисов вызова такси говорят водители-таксисты и их пассажиры

Как это было

 

В первой декаде апреля, по сообщениям отечественных СМИ, на западе страны прошла «забастовка» таксистов. Вернее, был объявлен «общенациональный бойкот» автоперевозчиков компаниям-агрегаторам, т. е. компаниям, собирающим заказы от граждан и предлагающим их водителям, с которыми они же и работают. По сообщениям наших информационных партнёров — газеты «Известия» — призывы присоединиться к акции за несколько дней до её начала распространялись в социальных сетях, на водительских форумах и на тематических каналах. В итоге в ней приняли участие 15 крупных городов России — региональных столиц: Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Казань и др. Акция носила довольно мягкий характер, к ней присоединились далеко не все водители. Но что её вызвало?

Дело в том, что один из интернет-посредников увеличил комиссию, которую он взимает с водителей, с 20 до 30 процентов. В итоге доходы водителей заметно упали.

В ответ часть таксистов Москвы и городов Центральной России не принимали заказы от фирм-агрегаторов и работали только со своими диспетчерами. Тем времененм в Биробиджане начинает работать новая компания-посредник. Мы решили узнать: было ли или намечается нечто подобное прошедшей забастовке в столице автономии? Как наши таксисты относятся к работе с агрегаторами, каково работать с ними? В ходе собственного расследования журналисты узнали разные точки зрения клиентов-пассажиров на околотранспортные услуги фирм-агрегаторов на примере известнейших компаний, действующих и у нас в регионе на данном направлении.

По итогам наших опросов акция коллег из других городов — региональных центров — биробиджанских таксистов не коснулась.

Ничего личного — это бизнес

Для местных водителей с кем работать, скорее, дело вкуса. К примеру, наш первый собеседник Андрей уже четыре года занимается извозом, работал с известным агрегатором  – не понравилось. Со старым-добрым диспетчером ему работать привычнее, да и просто легче.

К примеру, диспетчеру можно сказать о том, что задерживаешься на пару минут, и он предупредит об этом клиента. Как правило, наш клиент — человек терпеливый: задержку он простит, если предупреждение свое­временно и высказано в корректной форме. Клиент или будет успокоен и дождётся машины, или обратится к другому перевозчику. Но не сформирует предвзятого, негативного отношения к определённому перевозчику, не вычеркнет телефон данной таксомоторной компании из списка желательных.

В компаниях-агрегаторах, говорят водители-таксисты, к подобным вещам терпимо не относятся. К ценообразованию в фирме подход «машинный».

«Компьютер считает напрямую. Он не обращает внимания на то, что где-то нужно через двор проехать, если дорога перекрыта, где-то приходится ехать в объезд. Там компьютер работает, человеческий фактор – только эсэмэску отослать», — сетует водитель. Зато Андрей отмечает, что от сетевика поступает больше заказов. Вроде как в поговорке: вам чтобы вежливо или быстро ехать?

Его коллеге Александру, наоборот, работа через интернет-приложение нравится: считает, это удобно. Но тоже отмечает сложности, которые несёт компьютеризированный подход. Если машина стоит в пробке, подсчёт цены за проезд всё равно будет проводиться так, как будто бы таксист ехал без задержек из точки А до точки Б. Программа сосчитает, сколько клиент должен заплатить, чтобы преодолеть эту дорогу, и выставит ценник заранее. А он (ценник) понравится не всем…

Символический бойкот агрегаторам начался из-за повышения комиссии со стороны крупной компании-агрегатора. У нас сервис «Максим» её не повышал и держит на уровне в десять процентов от всех денег, заработанных водителем. Тем не менее заработок у таксистов большим не назовёшь. За сутки работы Александр после всех трат оставляет себе полторы тысячи рублей. Притом что после суток за рулём нужно ещё и отдыхать, семье время уделить и снова идти на работу.

Если говорить о проблемах наших автоизвозчиков, то, по словам главы одной из биробиджанских фирм такси, главная из них — это отсутствие лишних денег у жителей города, потенциальных клиентов. Поэтому мнение рядового клиента в этом вопросе тоже важно.

Точки зрения опять же встречаются диаметрально противоположные.

— Такси  — удобный и дешёнедорогой вид транспорта, – говорит Михаил. – Мы с женой можем за небольшие деньги проехать от супермаркета до подъезда дома. С родственником недавно на кладбище ездили – туда на такси одной фирмы, оттуда — на «Максиме». С этим сервисом оказалось на 100 рублей дешевле!

С ним не согласен Геннадий, другой наш собеседник:

—      Разница в цене заметна, только если ехать на большое расстояние. При этом если заказываешь такси, то ждёшь, что к тебе приедет фирменная машина — чистая и аккуратная. Нередко у одной компании и автомобили все одной модели — представляешь уровень комфорта, который тебе будет предложен за твои деньги. В случае с компанией-агрегатором непонятно, кто к тебе приедет. Иногда машина вполне может быть нормальной, а бывает, совсем не новая, кое-где краска обтёрлась и ржавчина на кузове, крыле… Я думаю, многие наблюдали: на стоянке у Старой площади авто, предлагающие услуги такси, могут и дырами сиять на месте вырванного подфарника! Разве это дело? Чей это транспорт? Кто его допускает на линию? Но обещают «извозчики» подвезти недорого. Получается, что цена снижается за счёт надёжности машины.

Такую точку зрения подтверждают «Известия»: «Официальные таксисты неоднократно обвиняли компании-агрегаторы в том, что те подключают к своим системам водителей, не имеющих лицензии… Сами сервисы ответственности за подбор водителей не несут». Это тоже удобно. Но кому? Ясно, отнюдь не клиенту…

Протестная акция таксистов их клиентов почти не коснулась. Водители, скорее, хотели привлечь внимание властей и общества к своим проблемам. Такой реакции в Биробиджане мы не встретили. Но с уверенностью можно сказать, что жизнь таксистов из ЕАО всё равно безбедной не назовёшь. У них свои трудности и проблемы.

С точки зрения автора этих строк, отчасти (хотя и не главным образом) они проистекают из того, что работа агрегаторов по преимуществу завязана на интернете. Контакт работника и работодателя опосредован им. Как кажется, изрядную часть работы выполняет автоматика. Не будь так, или если бы издержки не сводились к минимуму (посредством компьютеризации), то как части трудностей наших таксистов, так и проблем их коллег из западной части России могло бы и не быть.

Автоматика (в данном случае компьютеризированные системы, далее — искусственный интеллект) помогает человеку, подстраховывает его. Но в ответ уже машина требует от человека такого же механического отношения к услуге, завязанной на неё. Хочет ли человек всегда иметь дело с автоматом, во всём зависеть от него, наконец, подчиняться ему и жить уже по его правилам? Великий американский фантаст Рэй Бредбери предполагал такие ментальные конфликты между людьми и «умными машинами» десятки лет назад. Писатели-фантасты часто ошибаются в прогнозах будущего. Но здесь, к сожалению, оно угадывается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *