Комсомольский Арлекин и его товарищи

Комсомольский Арлекин и его товарищи

Анатолия Клименкова

Нанайские узоры и авангард можно увидеть на совместной выставке художников из «города юности» и Биробиджана

Выставка открыта в музее современного искусства ЕАО. Её инициаторами стали отделения Союза художников России в Еврейской автономии и  Комсомольске-на-Амуре. Комсомольское отделение небольшое, по меркам Хабаровского края, и, вероятно, потому «не знаменито»,  но очень активно в выставочной деятельности, в том числе вовлекает в свои проекты соседей. Вот и эта совместная выставка комсомольчан с биробиджанцами затем переедет в низовья Амура.

Имена земляков-художников хорошо знакомы постоянным гостям наших вернисажей, их манера и предпочитаемые темы — тоже. В. Коровин, В. Логунков,     О. Даманова и др. представили разнообразные пейзажи. Таких работ было большинство. В. Цап — самый 14 бесспорный представитель изобразительного искусства с «национальным», т. е. еврейским колоритом. Б. Косвинцев (по совместительству — директор музея) — мастер авангарда… 

На знакомом фоне хотелось увидеть, чем же отличаются гости.

У них тоже большинство представленных художников — пейзажисты реалистической школы, и только один авангардист — М. Киреев. Национальное искусство (но уже нанайское) — вырезка узоров мифологических животных из бересты — представил Д. Самар. Серия состоит из  работ «Кайлан — священная черепаха», «Исэлэн — ящерица» и «Муйки хэрэ — змея с лягушкой», скомпонованных подобно иероглифу или тотемному знаку. Их много фотографировали зрители. 

Портреты представил только один из гостей — А. Зибаровский. «Портрет бабушки» и «Автопортрет» коллеги наши оценили как наиболее сильные работы, и… автор оставил «себя» в дар музею.

С. Машков позабавил работами в жанре концептуального искусства: серия «Портрет молодого человека» выполнена из… измерительного металлического инструмента, толстой проволоки, дерева. А у «Кладовщика» с головой-транспортиром (мол, у нас всё измерено и выверено!) и ключи на поясе — настоящие, целая связка. Эдакий модерновый Ванька-ключник. Между прочим, как рассказал директор Биробиджанского музея современного искусства Борис Косвинцев, в фондах нашего музея работа С. Машкова появилась ещё четверть века назад и называется она «НЛО».

Наконец, председатель Комсомольского-на-Амуре отделения Союза художников В. Леватаев запомнился как своеобразный художник, создатель серии аллегорической графики в смешанной технике «Контр данс». Её герои — традиционные персонажи итальянской комедии дель арте Арлекин, Панталоне, Пьеро из французского уличного театра и другие «куклы Карабаса», а также демонический чёрный кот, почти не видный под ногами ярко одетых актёров, изображающих на публику бурные страсти… Актуальная, однако, картинка, вечный и поучительный сюжет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *