Кому сколько лет

Кому сколько лет - Станция Облучье. Улицы у подножия сопок. 1929 год.

Станция Облучье. Улицы у подножия сопок. 1929 год.

В этом году многие населенные пункты области отметили свои юбилеи

В нашей области издавна существует хорошая традиция отмечать юбилейные даты местных поселений. Празднуют дни рождения своей малой родины и малые села, как, например, Теплые Ключи, что стоит в таежной глухомани на берегу Биджана девятый десяток лет, и молодые, как селение Дубовое в Биробиджанском районе, отметившее недавно 65-летний юбилей. Уже начата подготовка к 80-летию областного центра, получившего статус города в 1937 году. Солидный возраст – 145 лет – имеет село Благословенное в Октябрьском районе. В 1871 году его основали более 400 корейцев, прибывших на Амур из Южно-Уссурийского края. Помимо того, что на карте тогдашнего Екатерино-Никольского округа появилось еще одно поселение, его жители внесли весомый вклад в сельскохозяйственную экономику Среднего Амура. Они впервые начали выращивать здесь рис, и новая культура вскоре нашла распространение среди казаков и крестьян в ряде других станиц и сел.

Практически каждый населенный пункт автономии, а их у нас сегодня насчитывается более 110, внес собственный, хотя и скромный, вклад в социально-экономическую жизнь региона. Так, сугубо сельскохозяйственная территория с зачатками промышленности, занятая ныне автономной областью, в первом десятилетии прошлого века начала интенсивно развиваться благодаря строительству Восточного участка Амурской железной дороги. Пожалуй, самым важным пунктом на востоке магистрали стал Облученский железнодорожный узел. Он и сейчас является самым крупным транспортным звеном на всем более чем 350-километровом участке Транссиба, пересекающем автономию.

Сменили Сололи на Облучье

Биография этого небольшого железнодорожного городка, каким он является сегодня, начиналась так. Сто пять лет назад, в 1911 году, знойным июньским днем в широкую долину реки Хинган прибыла конным обозом из станицы Пашковой первая команда строителей среднеамурского отрезка магистрали. В команде были наемные рабочие, техники, инженер-путеец. Годом раньше здесь работала особая Иркутская экспедиция, прочертившая на схемах трассу будущего рельсового полотна по направлению к Хабаровску. Этими схемами и руководствовались строители участка, пожалуй, самого сложного и очень тяжелого для труда. Колея должна была пересечь горную систему Малого Хингана, а потом – необозримую болотистую марь.

Одновременно с прокладкой рельсового пути две сотни рабочих строили железнодорожную станцию, жилые бараки, административные здания, почтово-телеграфную станцию, четырехклассную школу, небольшую церковь… Поначалу поселок именовался Сололи – по названию протекающего в нескольких километрах притока Хингана. А уже в ноябре 1911 года, когда обозначился профиль железнодорожной колеи, напоминающей дугу, или облучок конной пролетки, поселок был переименован в Облучье (кстати, в мемуарах Герцена «Былое и думы» дуга на пролетке так и именовалась – облучье).

Таким был нынешний самый крупный транспортный узел области сто пять лет назад. Позже здесь  были построены паровозное и вагонное депо, путеремонтные мастерские, дистанции сигнализации и связи и другие вспомогательные службы.

Если к моменту сдачи в эксплуатацию Транссиба, а произошло это в октябре 1916 года, население Облучья не превышало семи тысяч человек, то к 1938 году оно увеличилось вдвое. Именно в этом году рабочий поселок получил статус города. Такая численность населения сохранялась почти четверть века. Вот выписка из паспорта Облучья за 1962 год: «Численность населения – 14 728 человек. В городе к тому времени было построено 80 одноэтажных домов, двухэтажных – 45, трехэтажных – 2, несколько четырех-, пятиэтажных. Постройки в основном были деревянные. Имелись водопровод, канализация, центральное отопление. На 1961 г. в городе было шесть общеобразовательных школ, профтехучилище, три клуба, пять массовых библиотек, больница, три столовых, восемь детсадов и яслей, пятьдесят пять точек розничной торговли. Работали вагонное и паровозное депо, маслозавод, пивзавод, типография, райпо, комбинат бытового обслуживания, центральная электростанция…»

К сожалению, из-за нехватки места в газете приходится ограничить описание славной трудовой биографии города железнодорожников, чтобы рассказать еще о нескольких поселениях-юбилярах.

Главный заработок – лесной и рыбный промыслы

В нынешнем году исполнилось 120 лет самому крупному поселку области и Смидовичского района – Николаевке. На данный момент в нем проживает около семи тысяч жителей. К наиболее крупным производствам можно отнести предприятия по переработке рыбы и розливу на продажу питьевой и газированной воды. Часть населения занята в малом и среднем бизнесе, а также на железнодорожной станции. Трудятся николаевцы в ЖКХ, дорожной службе. Великолепная природа вкупе с рекой Тунгуской привлекает много туристов. Близость Хабаровска дает возможность получить николаевцам работу в краевом центре.

Любопытна история образования этого поселка. Описание начального периода биографии можно найти в сборнике «Материалы по обслуживанию крестьянских хозяйств Приамурской области. Описание селений», изданном в Саратове в 1912 году. В нем, в частности, указывается: «… Селение Тунгусской волости Хабаровского уезда основано в 1896 г., жителей – 174. В селении имеется школа, выстроена из казенного леса с пособием из казны в 700 руб., остальные 500 руб. отпущены обществом.

Селение расположено по низменности при Кривом заливе р. Тунгуски и находится на расстоянии от города Хабаровска и станции железной дороги в 30-ти верстах, от волостного центра – (селение Покровка) в 13 верстах, от церкви – в шести верстах (селение Дежневка). Из селения проложена дорога протяженностью три с лишним версты с Амурским колесным трактом. С Хабаровском сообщение на лодках летом, зимой – по льду. Главный заработок – лесной и рыбный промыслы, охота и продажа скота, птицы и, частью, сельскохозяйственной продукции.

… В 1896 году поселилось 3 семьи и в следующем – 2. В этом составе поселок находился до 1899 года. В 1900 году приписалось до 120 душ запасных нижних чинов и в последующие годы – до 40 семей новоселов. В селении проживает 42 семьи коренного населения (тунгусы). В первые годы основатели поселка существовали рыбой и продажей сена, которое возили в Хабаровск на собаках. Избы выстраивали постепенно, скот приобретали в окрестных поселениях, снасти для рыбной ловли, сельхозинвентарь – в Хабаровске.

… Место для земледелия достаточно удобное, но желательно осушение и, по возможности, устройство водоотводных сооружений. Надел отведен в 1900 г. на 68 хозяев. На отведенном селению наделе находилось пять десятин пашни, разработанной китайцами, эти пашни отошли в общественное пользование и ныне сдаются обществом в аренду прежним владельцам – китайцам за плату сто рублей в год. Выручаемые от аренды деньги поступают в общественные суммы».

Каким увидел Биджан Грум-Гржимайло

В этом году исполнилось 140 лет с момента основания одного из самых крупных сел Ленинского района – Биджана. Начиналось оно в 1876 году как казачья станица Биджанская. Причем если остальные двадцать с лишним станиц Среднего Амура, т.е. в пределах нынешней ЕАО, стояли непосредственно на берегах Амура или вблизи его, то казаки Биджанской отошли от реки на 35 километров. Выселенцев из станиц Венцелевской и Доброй привлекли на правом берегу реки Биджан великолепные суходолы, богатые разнотравьем луга, близость таежных угодий, отменная рыбалка. В 1894 году станицу Биджанскую посетил русский географ и этнограф, исследователь Приамурья и Приморья Григорий Грум-Гржимайло. Вот какую запись он оставил в своем дневнике, познакомившись с биджанцами: «Биджанский поселок по реке Биджанке имеет 42 двора, часовню, два хлебных магазина, три конных мельницы. Жителей – 366. Земли в отводе – 4230 десятин (около 4500 га) в пользовании – 950 десятин, покосов – 380, пахотной – 290. Под посевами пшеницы яровой – 85, овса – 92, ячменя – 10, гречихи – 55 десятин. Сады имеются только при 4-х дворах. Скота у казаков: 270 рабочих лошадей, рогатого – 580 (коров – 390, свиней – 224 и овец – 150). Занятия жителей: земледелие, рыбалка, звериный промысел».

Все последующие годы, в том числе и в советский период, Биджан разрастался, и к началу 2000 года в нем проживало более двух тысяч жителей. До 1990-х годов один из самых крупных в области совхозов – Биджанский – был образцовым хозяйством, а само село отличалось высокой степенью благоустройства – отличной библиотекой, общеобразовательной школой, богатыми садами и развитым любительским пчеловодством.

Сейчас Биджан – центр крупного сельского поселения, куда входят пять сел. По последней переписи в селе проживало 1635 человек.

* * *

Юбилейными датами отмечены биографии еще нескольких населенных пунктов автономии. В частности, село Столбовое было основано 135 лет назад. Ровно 100 лет исполнилось станции Теплое Озеро и его пристанционному поселку. В 1891 году было основано село Покровка в Смидовичском районе, переименованное в поселок Приамурский. Таким образом, у него знаменательная дата рождения – 125 лет.

В 1911 году были заложены станции Известковая и Лондоко. С 1926 года на географической карте Среднего Амура отмечено село Опытное Поле в Биробиджанском районе. В 1931 году, т.е. 85 лет назад, был основан еврейскими переселенцами поселок Соцгородок в Смидовичском районе, а с этого же года в Биробиджанском районе существует село Птичник. В 1941 году был основан железнодорожный поселок Унгун, а восемьдесят лет назад в Смидовичском районе появился поселок им. Тельмана, названный так в честь немецкого коммуниста Эрнста Тельмана, погибшего в гитлеровских застенках. А жители села Желтый Яр  отметили в нынешнем году 95-летие своей малой родины.

От автора. При подготовке публикации использованы сборник «Административно-территориальное устройство Еврейской автономной области. 1858 – 2003 г.» (г. Биробиджан, 2004 г.), а также сборник Г. Грум-Гржимайло «Описание Амурской области» (С-Петербург, 1894 г.)


Виктор Горелов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *