Кому урежут льготы?

Кому урежут льготы?

Фото автора

В области прошла дискуссия на тему «Адресный подход – путь к справедливости»

Анастасия Филиппова, председатель комитета социальной защиты населения правительства области
Анастасия Филиппова, председатель комитета социальной защиты населения правительства области

15 июня этого года наша газета опубликовала информацию о том, что впервые в ЕАО проведен социальный форум «Вместе мы можем больше». Организатором мероприятия выступил комитет социальной защиты населения правительства области. Председатель комитета  Александра Филиппова рассказала журналистам о некоторых мнениях, предложениях и рекомендациях, прозвучавших в ходе дискуссии.

Она напомнила представителям средств массовой информации о том, что мероприятие прошло восьмого июня – в День социального работника, который отмечают по указу Президента  страны уже 15 лет, а сам институт социальных работников создали 25 лет тому назад. По ее словам, на восьми площадках в дискуссии  приняли участие более 260 человек. Это чиновники, представители общественных структур и социальной защиты, депутаты, простые граждане с активной жизненной позицией, которые рекомендовали, предлагали  пути решения социальных проблем граждан нашей области. «На форуме мы ставили задачи вполне решаемые и достижимые», — сказала Александра Филиппова.

— Почему мы остановились на работе именно таких площадок? Мы считаем, что в нашей системе в этих направлениях либо что-то «западает», либо мы запустили одно из направлений, находимся в начальной стадии, и нам надо понять: правильно ли мы идем, правильно ли мы определили для себя задачи, для того чтобы достигнуть результата. Проблемные вопросы требуют обсуждения и обратной связи. Понять, а что же у нас вообще происходит в обществе и непосредственно на местах, потому что в работе форума у нас также принимали участие и представители местного самоуправления.

Дискуссионные площадки у нас были различные. Одна из них – «Адресный подход – путь к справедливости». На этой площадке мы обсуждали принцип  предоставления мер социальной поддержки. Кому мы их сегодня предоставляем? И что сегодня в этой системе нам надо изменить? (Работу этой площадки  намечено продолжить восьмого  июля – Н.Н.).Такую поддержку получают различные социальные группы, преимущественно по категориальному принципу. Меры социальной поддержки у нас получают более шестидесяти тысяч граждан – достаточно большая социальная группа  (с учетом численности населения нашей области). Это практически каждый третий житель области.

Но Президент в своем Послании говорил, что социальная поддержка должна предоставляться непосредственно тем, кто в ней нуждается. Если мы возьмем федеральных льготников, то это инвалиды, ветераны войны и чернобыльцы. Наши областные – это ветераны труда, реабилитированные лица, труженики тыла, многодетные,  приемные и студенческие семьи. И всем данным категориям меры социальной поддержки предоставляются по категориальному принципу, в независимости от их нужды, доходов. И вопрос здесь неоднозначен: нельзя сказать, что вообще убрать категориальный принцип и предоставлять социальную поддержку только по принципу нуждаемости. Почему? Возьмем, к примеру, ветеранов Великой Отечественной войны. Это граждане, которые имеют особые заслуги. Их в нашей области осталось не так много – сегодня 90 человек на всей территории автономии. Инвалиды первой и второй группы  — это лица, которые испытывают ограничения жизнедеятельности. Поэтому им, конечно же, меры социальной поддержки могут предоставляться только по категориальному принципу. Вопрос остается по третьей группе инвалидов. Той, где люди трудоспособны. Здесь еще можно обсуждать и подумать. Как правильно им предоставлять  льготу: по категориальному принципу или по нуждаемости?

В отношении наших региональных льготников, конечно же, вопросов  много. Если это ветераны труда и, к примеру, работающие граждане, у которых доход сегодня значительно превышает величину прожиточного минимума, то возникает вопрос, а какой принцип к ним необходимо применить? Поэтому работа на площадке, обсуждение вопроса шло достаточно активно. Выступали преимущественно представители общественных организаций. Участники дискуссионной площадки отметили, что много, скажем так, иждивенческого настроения среди граждан, которые привыкли к тому, что платит им государство — и пусть платит. И никто особо не задумывается над тем, а нужна ли именно этому человеку, именно в этот период его жизни, социальная поддержка. Или человеку, наверное, больше нужна социальная поддержка тогда, когда он закончит свою трудовую деятельность и у него из доходов будет только пенсия и ряд каких-то иных социальных выплат. И человеку, возможно, потребуется поддержка в большем объеме, чем сегодня, — сказала журналистам Александра Филиппова.

— В чем смысл всей системы реформирования мер социальной поддержки? В том, чтобы перераспределить средства в пользу тех, кому они действительно нужны. «Не размазывать» их по всем льготникам, а дать тем, кто в поддержке конкретно нуждается. Поэтому итогом работы площадки явились рекомендации  не только госвласти для принятия нормативных документов, — сказала А.Филиппова.

Журналистам был представлен пресс-релиз, из которого следует, что «в ходе обсуждения участники дискуссионной площадки выработали следующие рекомендации:

1.Определить категории населения, которым меры социальной поддержки из средств областного бюджета возможно предоставлять с применением критериев нуждаемости.

  1. Определить категории населения, для которых предоставление мер социальной поддержки необходимо сохранить по категориальному принципу.
  2. Определить перечень мер социальной поддержки, которые возможно предоставлять не по категориальному принципу, а с учетом нуждаемости.
  3. Выработать критерии при предоставлении мер социальной поддержки по принципу нуждаемости».

— Нам необходимо  «не самостийно» — только органам госвласти – принять нормативные документы и определить, кому какие льготы предоставлять, но и обсуждать эти вопросы с гражданами достаточно широко на различных площадках. Чтобы это было взвешенное, выверенное решение.  Допустим, льготный проезд для ветеранов труда – он является  дополнительной мерой социальной поддержки населения. Возможно, эту меру нужно перевести в перечень льгот по принципу нуждаемости. Вопросов много. Практически все участники форума отметили, что времени для обсуждения проблем было недостаточно, не выговорились все, кто хотел высказать свое мнение. Принято решение продолжить работу площадок, — сказала Александра Филиппова.

Журналисты задали  ей ряд вопросов, один из которых касался льготного проезда ветеранов труда.

— Если вы вспомните наш пресловутый  федеральный 122-й закон, согласно которому проводили монетизацию всех льгот, то они  все до принятия этого закона были федеральными. И когда  Федерация свои полномочия передала на уровень субъекта, то она сказала, что регионы не вправе ухудшать ситуацию. Поэтому сегодня, к примеру, по отношению к ветеранам труда, даже если бы мы хотели отменить какие-то льготы, нам этого сделать не позволят. Уже есть вердикт Верховного суда Российской Федерации по другим субъектам, решения  которых были обжалованы ранее, и Верховный суд удовлетворил иски, за исключением тех льгот, которые относятся к дополнительным мерам социальной поддержки. Вот наш проезд в общественном транспорте можно рассматривать как дополнительную меру социальной поддержки населения. В свое время льготу монетизировали, ветерану труда дали 306 рублей. Гражданам такая монетизация «не понравилась». Правительство пошло на уступки и ввело талоны, т. е. предоставило гражданам дополнительную услугу.

Один из журналистов  на пресс-конференции при этом твердо сказал: «Когда смотришь  документы работающих ветеранов труда, то понимаешь: они и сами могли бы оплачивать свой проезд, экономить бюджетные деньги области». Другой журналист возразил ему и заметил, что ветераны войны и ветераны труда – это две категории льготников, одни льготу  заслужили, другие – заработали, хотя ветераны войны сегодня вполне обеспеченные люди. А по работающим ветеранам федеральный закон, очевидно, принимался потому, чтобы стимулировать гражданина добросовестно, пока есть силы, трудиться на благо страны. Сегодня же у нас намерены принять новый закон,  урезающий льготы ветеранам труда. И люди начнут возмущаться, почему одним ветеранам труда есть льготы, а другим ветеранам льгот нет.

На взгляд автора этих строк, замечание заслуживает внимания. Вспомним, кто из ветеранов труда первым в Биробиджане получил право на льготный проезд в общественном транспорте. Это были федеральные и областные льготники, имеющие почетное звание. И получилось, что человек, добросовестно проработав десятки лет, но не имеющий звания «Ветеран труда», не мог претендовать на льготу. Мэрия Биробиджана  услышала эту группу пожилых людей и пошла им навстречу.

К сожалению, в прошлом году и в стране разделили ветеранов труда, попросту пенсионеров, на тех, кому эту пенсию депутаты Государственной Думы большинством голосов (известно какой фракции)  решили индексировать (ниже уровня инфляции). А кому — работающим пенсионерам – и вовсе не индексировать. Так сказать, «стимулировали» труд. Аргумент — железный: в Советском Союзе работающему ветерану  и вовсе пенсию не платили.  Сегодня российские пенсионеры работают на производстве, наверное, не от хорошей жизни. В области их 13,5 тысячи. Ну не хотят отдыхать!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *