Конфессиональный взгляд

Конфессиональный взгляд - Эли Рисс

Фото Олега Черномаза

Эли Рисс

В областном центре прошел круглый стол, участники которого рассуждали на тему

Организатором  дискуссии стало молодежное правительство ЕАО. Экспертами выступили раввин ЕАО Эли Рисс, имам-хатыб Центрального духовного управления мусульман России Хайдар Гарипов из Хабаровска и член Общественной палаты ЕАО, доктор филологических наук, профессор Приамурского госуниверситета им. Шолом-Алейхема Павел Толстогузов. Ожидалось, что в круглом столе примет участие и епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, однако владыка не смог  присутствовать. Православную конфессию представлял руководитель отдела церковного образования и катехизации Биробиджанской епархии иерей Андрей (Бузук).

В дискуссии также приняли участие представители мусульманской общины, православного сообщества, органов местной власти, журналисты, преподаватели и студенты.

Все они были едины во мнении, что экстремизм, фанатизм не имеют отношения ни к какой традиционной конфессии, которые  в основе своей гуманны и осуждают акты агрессии и тем более убийство.

 

Сегодня, к сожалению, многие путают понятия исламизма – агрессивного идеологического направления и ислама – мирной конфессии. Об этом стереотипе говорил имам-хатыб Центрального духовного управления мусульман России Хайдар Гарипов.

– Экстремизм, фанатизм, с точки зрения ислама, никогда не приветствовались, – подчеркнул он. – В исламе нет ни крайностей, ни чрезмерности, ни легкомысленности – есть золотая середина. Пророк Мухаммед оставил нам определенное мерило. Человек не должен впадать в крайности. Богу молись, будь добрым соседом, праведным семьянином, уважай окружающих – это основа, золотая середина. Причем нет разницы между религиями – все они утверждают, что должна быть мера.

В Коране – священной книге мусульман – чаще всего звучит имя пророка Мусы (Моисея). На втором месте по количеству упоминаний – пророк Иса (Иисус). Так что и у ислама, и у иудаизма, и у христианства одни истоки. Мы все несем основные истины.

Слово «исламизм» у людей неверно ассоциируется с исламом. Исламизм – политическое движение, идеологическое направление, но не религия. К сожалению, массовое сознание связывает его с исламом. Мы, мусульмане, не признаем «Исламское государство» (ИГИЛ – запрещенная в России организация – прим. ред.). Эти люди оскверняют одну из величайших мировых религий – ислам. Идеологи этих боевиков издеваются над исламом, извращают его истинные гуманистические ценности. Нам, мусульманам, больно видеть, как люди от имени ислама творят такое бесчестие, проливают столько крови, убивают невинных людей. У них нет никакой религии.

Пророк Мухаммед, когда в Медине ему пришлось обороняться от мекканских идолопоклонников и брать  пленников, велел своим сподвижникам «кормить их так, как сами едите». То есть относиться к пленным, как равным, не то что казнить их. Мы, мусульмане всего мира, проклинаем любое проявление терроризма, экстремизма, проклинаем всех этих людей. Как говорил пророк Мухаммед, только слабые люди могут примыкать к ним. Нормальный, здравомыслящий человек никогда не пойдет на это, у него рука не поднимется причинить вред другому. Что уж говорить о людях религиозных – неважно мусульманин это, иудей или христианин.  У экстремистов нет религии, нет ничего нормального.

Профессор Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Павел Толстогузов развел понятия экстремизма и фанатизма и призвал представителей всех конфессий высказывать свою позицию по этому поводу, а также смело и во всеуслышание осуждать «своих» радикалов.

– Экстремизм и фанатизм – все-таки не одно и то же, – подчеркнул он. – Фанатизм может быть одной из предпосылок экстремизма. Фанатизм – это крайняя убежденность в чем-то, экстремизм – это убеждение убивать другого человека. Фанатик думает о чем-то своем «под одеялом» – попробуй залезть ему в голову, понять его. Экстремист же выходит, делает, он заставляет людей испытывать страх, убивает.

Когда что-то происходит, официальные конфессии предпочитают не осуждать своих. Но почему? Это меня беспокоит. Понятно, что экстремизм сами по себе мирные конфессии не остановят, но оздоровить обстановку и заявить о своей позиции на весь мир они могут.

Один из присутствовавших на круглом столе гостей профессор ПГУ, кандидат философских наук Владимир Пятак взглянул на тему дискуссии под другим углом – он связал современные проявления экстремизма с возникшим в религиях противостоянием традиции и инновации:

– В случаях экстремизма  мировые религии – традиционный ислам, православие и иудаизм – призывают вернуться к традиции. А кто ее нарушает? Думаю, линия «фронта» намного глубже. Сейчас происходят не просто внеконфессиональные столкновения, столкновения линии глобализма и сторонников плюрализма в культуре. Вот глобальный «водораздел» XXI века. Его хотят убрать и всех подвести «под одну гребенку» – вот люди и сопротивляются. Что касается ИГИЛ (запрещенная в России организация – прим. ред.) – его используют в каких-то целях, а традиционный ислам держит оборону. Столкновение идет не по линии, где правильная и неправильная религия, а традиции и инновации, глобализации.

– Фанатизм и, как следствие из него, экстремизм – это прежде всего продукт невежества, незнания, религиозной безграмотности, – высказал свое мнение руководитель отдела церковного образования и катехизации Биробиджанской епархии иерей Андрей. – Либо это продукт психологической манипуляции человеком, когда религиозные идеи используются, чтобы настроить какую-то конкретную массу и использовать ее в своих целях.

Все религии похожи и основная их задача – нести добро, мир, согласие. Об этом напомнил участникам круглого стола раввин ЕАО Эли Рисс:

– В Торе написано: служите Творцу с радостью. Поэтому мы должны нести радость в мир. Откуда сегодня все разногласия, которые приводят к войнам? Ненависть у разных религий и народов возникает из-за неправильной трактовки одного и того же по сути текста. Из-за неправильного понимания текстов и глупости людей, которые не могут заглянуть в священную книгу и прочитать, что же там на самом деле написано. Все религии изначально несут с собой только добро.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *