Контракты и конфликты

К апрелю этого года все бюджетные организации страны должны перейти на новые трудовые соглашения между работодателем и работником – так называемые эффективные контракты

Сейчас эта тема вызывает среди коллективов школ, вузов, учреждений дополнительного образования и культуры, а также медицинских заведений немало споров и обсуждений.  Еще бы — совсем скоро бюджетникам предстоит подписать новые коллективные и индивидуальные трудовые договоры. 

КАК ЭТО ЕСТЬ НА  БУМАГЕ

Что же это такое  — эффективный контракт и с чем его едят? Под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками. Они должны быть основаны на целевых показателях эффективности работы каждого сотрудника, а также на утвержденных работодателем системах оплаты и нормирования труда, а также оценки эффективности деятельности работников. Все это прописано в программе поэтапного совершенствования системы  оплаты труда 34при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы.  Минтруда намерено проводить реформу в два этапа — в 2012-2014 годы и 2015-2018 годы. Изменения затронут около 20% трудового рынка РФ. 

Основанием для возникновения новых трудовых правоотношений по условиям «эффективного контракта» все также является трудовой договор. На его основе будут заключены новые трудовые коллективные и индивидуальные соглашения, в которых будут прописаны новые условия, нормы и требования к работнику.

Как пояснила начальник отдела по труду мэрии Биробиджана Светлана Диченко, такого рода новые трудовые соглашения от предприятий бюджетной сферы будут требовать большей эффективности работы. Каждый работник там  должен быть на своем месте максимально востребован и должен работать с полной 35отдачей, за что, собственно, ему полагается зарплата.

— Например, школы уже сравнительно давно перешли на новые трудовые отношения, так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ), основанные на стимулирующей и основной части зарплаты, – пояснила Светлана Константиновна. —  В чем-то это напоминает эффективный контракт: доплаты осуществляются за качество работы с учениками, за активность педагога.

По сути — эксплуатация

Однако сейчас высказывается немало сомнений по поводу действительно «эффективности» таких контрактов в первую очередь для работников. Например, для педагогов школ, многие из которых называют переход на эффективный контракт возможностью заставить учителя работать больше за ту же зарплату. Принцип «эффективного контракта» предполагает разработку системы четких критериев оценки труда педагога. Здесь кроется еще одна потенциальная проблема: кто и как будет ставить учителям оценки?

Высказываются опасения, что в новых обязанностях учителя могут появиться такие, которые администрация может трактовать неоправданно широко, требуя от педагога дополнительной работы за те же деньги. Ведь никакого  сколь-нибудь значительного увеличения финансирования бюджетных учреждений с переходом на эффективные контракты не планируется. 

Например, сейчас в ряде регионов отменено финансирование выплат за классное руководство. Эта в среднем тысяча рублей – то единственное материальное поощрение, которое получает классный руководитель за свой нелегкий труд. И есть опасение, что в итоге классное руководство пропишут в должностных обязанности учителя как обязательное, но за него  не будет доплачиваться ничего. Так же может быть и с другими обязанностями учителя, которые раньше были «стимулированными» и зависели от инициативности учителя, а сейчас могут стать обязательными. 

Многие профсоюзы уже сейчас считают переход на эффективные контракты началом широкой эксплуатации работников. «Нет никаких расчетов, какие учреждения являются эффективными, какие нет, как и когда они будут оптимизированы…» — заявила замглавы департамента социально-трудовых отношений аппарата Федерации независимых профсоюзов Елена Косаковская. По ее мнению, если работа за дополнительную плату будет за рамками рабочего времени  (как это обычно у тех же учителей школ), «когда бюджетник будет вынужден сам себе зарабатывать, то это будет сверхнагрузка». Получается, что к повышению оплаты труда это не имеет никого отношения, это по сути эксплуатация. По ее словам, предложенная программа — это фактически профанация повышения заработной платы.

ОЦЕНИТЬ НЕОЦЕНИМОЕ

Проблемы нововведения еще и в том, что в научной, медицинской, учебной, преподавательской сферах эффективность труда сложнопроверяема и иногда возможна лишь через длительный промежуток времени. В крестьянско-фермерском хозяйстве можно довольно скоро определить результат работы по собранному урожаю. В образовании, науке и медицине все гораздо сложнее.  

В той же школе – если педагог сильный, известный, давно работает в школе, то ему и вся эффективность заключаемого с ним «контракта» на руку. А если он новичок, только пришедший в школу после вуза? Как оценить его работу сразу, если учебный год только начался? Кому-то из педагогов в школе достался сильный класс, а кому-то — двоечники, по остаточному принципу. Как расценивать эффективность педагога, приложившего немало усилий, чтобы вытянуть двоечников в троечники – как индивидуальную заслугу в работе или как общий показатель для эффективности работы школы, который будет выглядеть не ахти – троечники же — не отличники?

А работа вуза? Можно оценивать эффективность работы преподавателя по оценкам, полученным на экзамене. Много пятерок – значит, преподавал хорошо. Много двоек – преподавал плохо. Можно оценивать по числу прочитанных часов, но тогда будет неважно, что за предметы он читал и какого качества были лекции. 

Если оценивать работу врача по количеству принятых пациентов, то он будет заинтересован в том, чтобы они чаще к нему возвращались, то есть будет заинтересован их недолечивать. Если учитывать вторичные обращения, то врач будет вынужден искать пути отказа от приема таких пациентов. Получается, что объективные оценки и критерии вообще спорны и не абсолютны. А субъективные сложны и неоднозначны. 

Выходит, что если уж и вводить в учреждениях систему эффективных контрактов, то чуть ли не строго индивидуальную. Но то, что это не вызовет разногласий и споров, совсем не факт.

Фото Олега ЧЕРНОМАЗА и из архива областного краеведческого музея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *