Космос как искусство

В какие-то давние времена, которых словно и не было, мальчики мечтали стать космонавтами и запускали во дворах игрушечные ракеты. Сейчас о космосе уже не мечтают.

Из романтичного приключения, чуда и гордости он превратился в обыденность, каждодневную реальность, сложную и опасную, но все-таки работу. А некоторые из тех мечтающих мальчиков выросли и теперь снимают кино. И космические мотивы приносят им призы Венеции и Каннов, любовь критиков  и киногурманов, недоумение простых зрителей, а заодно и место в истории.

kino-soldat1Самый признанный фильм «Бумажный солдат» А.Германа младшего

Это третий фильм режиссера, которого прошлое интересует больше чем настоящее, и повествует он о событиях на Байконуре в том самом, легендарном 1961 году… Критики в порыве всеобщего помешательства вознесли кино до небес. В Венеции Герман получил главный приз за режиссуру. А когда пыл поостыл, начались размышления… Да, красивое, крепко сделанное кино. Но дух времени в картине, полифония разговоров, которые призваны научить думать, символы и метафоры, заслоняющие живых людей, оставляют в зрителе тишину. Глубокомысленные диалоги и герои находятся в разных плоскостях и живут разной жизнью, важные слова произносятся с мхатовскими паузами, отрепетированно, точно и именно поэтому – верить не получается.

Герои «Бумажного солдата» предельны и оттого скучны. Красивое, но не живое. Картинное. Набор солдатиков для маленького мальчика, которые дороги как доказательство собственной значимости, но не интересны сами по себе — играющего в них занимает лишь сам процесс игры. Это отсутствие напряжения в столь драматичной истории поражает, пожалуй, больше всего. Люди гибнут, мечутся, страдают, рвутся связи, ломаются судьбы, а фильм, словно искусственный карьер, — ни ряби, ни волн. В этой безупречной красоте, мощи, атмосферности и философии совершенно нет движения сердца. Наблюдение, но не переживание. Свернуться в кресле, отстраненно смотреть на экран и выйти из зала со штилем внутри.

Самый холодный фильм «Космос как предчувствие» А.Учителяkino-kos

В фильме А.Учителя – одного из самых «ледяных» режиссеров отечественного кинематографа – на дворе 1957-й, в небо поднялся первый искусственный спутник, и советский народ с искренней надеждой смотрит в будущее. Будущее, конечно, обещает быть светлым, но оборачивается драмой обычных людей, жаждущих свободы, но живущих в несвободной стране. И вроде как все в этом фильме может навевать ностальгическую грусть и даровать детскую восторженность: и летчик по имени Юрий, еще даже не мечтающий о космосе, и романтическая история любви, и купание отчаянного юноши в ледяной воде… Но увы. Вода ледяная буквально, а фильм Учителя — метафорически. Он словно вырезал своих героев из картона – и маленькие люди на фоне огромной мечты о покорении космоса не вызывают ни любви, ни жалости. Для того чтобы быть историческим полотном, картина слишком камерна, для того чтобы быть камерной историей о жизни людей в эпоху свершений — слишком претенциозна и порой фальшива. И смотреть этот фильм катастрофически скучно. Очень хочется режиссерской отдачи, но Учитель зрителя по плечу не похлопает, а только строго склонит голову набок и отвернется. Разбирайся, мол, сам.

kino-lunaСамый удивительный фильм «Первые на Луне» А.Федорченко

Эта картина повествует о некой загадочной группе журналистов, которая занимается материалами дела под грифом «Совершенно секретно» и случайно обнаруживает сенсационные кинозаписи, которые, без преувеличения, меняют представление о мировой истории. Оказывается, первым на Луну отправился русский космонавт, и было это еще в 1938 году! Документальные кадры архивных пленок спецслужб и ООН, интервью свидетелей — людей, замешанных в этой невероятной истории, журналистское расследование… И даже приз на кинофестивале в Венеции за лучшую документальную ленту.

На самом деле – это хулиганский розыгрыш, мистификация, подделка. Режиссер с удовольствием создает легенду, снимает старыми камерами, намеренно портит пленку, стилизуя ее под довоенную хронику. Умудренные кинокритики, конечно, утверждают, что сразу почувствовали неладное.  Но ведь многие и поверили! А значит, сделана эта псевдодокументалистика действительно виртуозно. И как бы ни относились зрители к подобным киноработам, не признавать того, что создание такой масштабной иллюзии – мастерская работа невозможно.

Любопытно то, что идеи словно витают в воздухе: все три фильма были сняты в последние пять лет, имели большой успех и получили призы престижных фестивалей. Есть ли в этом какая-то закономерность? Ведь кино – это всегда отчасти отражение общественных чаяний. А вот что принесет миру реальному и кинематографическому возрождение темы легенд и героев, покажет время…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *