Коверные истории

Коверные истории

Фото из открытых источников

Помню из детства: стены нашей квартиры украшали клеенчатые коврики. Такие образцы наивной живописи были тогда почти в каждой семье

КРОВАТЬ ПОД ПАЛЬМАМИ

12282904_1028713543846256_184093425_nВойна закончилась, а уровень жизни советских людей желал лучшего. Не все имели возможность украсить стены квартиры или дома тканым фабричным ковром, но жить красиво, то есть среди красоты, желали многие. Спрос рождает предложение. Так возникли живописные коврики – недорогие украшения стен, цена которых, в ряде случаев, равнялась цене одной бутылки водки.

Художники масляными красками рисовали на дешевых клеенках незатейливые сюжеты. Излюбленными мотивами самодеятельных художников были композиции с  русалками, лебедями, девушками в беседках. Встречались пейзажные работы, в которых наиболее часто изображались березки и… пальмы. На одном из наших ковриков были изображены украинская хата под пальмами и дама в белом платье под зонтиком. Нередко «клеенописцы» копировали работы известных художников. Наиболее часто среди копий попадались «Три медведя» и «Три богатыря». На самом деле работа Ивана Шишкина называется «Утро в сосновом бору», а Виктора Васнецова – просто «Богатыри». Ну, любит наш народ, чтобы все было на троих.

К сожалению, в наши дни взглянуть на такую «красоту» не представляется возможным, навряд ли у кого-то сохранились подобные коврики.

Увидеть клеенчатую живопись можно при просмотре фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», который вышел на экраны страны в 1965 году. Помните, один из героев этой кинокомедии по прозвищу Трус торговал такими ковриками. В фильме впервые в отечественном кино прозвучал тогда рекламный слоган: «Налетай, торопись, покупай живопись!». Его и сейчас используют художники, несущие культуру в массы (за деньги).

Коврики на клеенках изготовляли и отдельные художники, и мастера кисти и красок, объединенные в артели. В 1950-х годах большинство хохломских художников работали на колхозный рынок. Продавали они не привычную всем расписную деревянную утварь, а коврики, написанные на медицинской клеенке. Впрочем, до Дальнего Востока они не доходили.

Писались подобные картинки не только на клеенках. Художники могли использовать брезент, картон, старые одеяла – все, что было под руками и не требовало затрат.

КОВРЫ НА ПУТИ  К КОММУНИЗМУ

хоттабычВ 19601980-е годы ковер на стене стал считаться символом благополучия. Мои родители купили ковер  в конце 1960-х годов за 200 рублей, по тем временам это были очень большие деньги. Соседи целую неделю заходили к нам полюбоваться им.

Вообще-то мода на настоящие ковры появилась в России еще до революции, их вывешивали на стены в зажиточных домах, подражая моде стран Востока. В советские годы они стали востребованы вслед за растущим уровнем жизни строителей коммунизма. Тогда на XXII съезде партии было заявлено: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», а коммунизм собирались построить к 1980 году. На этих коврах, видимо, как на коврах-самолетах, советские люди собирались двигаться в сторону светлого будущего.

На пол в то время ковры не стелились, жалко было ногами попирать такое богатство. На полу их можно было увидеть только в кабинетах различных руководителей. Отсюда и появилось выражение «вызвать на ковер».

А в квартирах пол покрывали фабричными половиками,  дорожками либо плетеными ковриками. Такие коврики не покупались в магазинах, их изготовляли сами хозяйки. Они плелись из полос, нарезанных из старой одежды и белья, были  круглой или прямоугольной формы. Уже потом появились паласы и ковровые дорожки.

Для некоторых женщин плетение ковриков являлось домашним бизнесом, их продавали соседям, знакомым, хотя доход от такой деятельности был копеечным.

ТРУБЫ ПОД  ПЛЮШЕВОЙ СКАТЕРТЬЮ

Кстати, в 1960-е годы многие люди, умеющие делать вещи своими руками, получали от этого небольшой доход. Кроме ковриков народные умельцы изготовляли различную мебель. Я не помню, приходилось ли видеть в квартирах наших земляков самодельные шкафы, буфеты или комоды, а вот столы и табуретки, изготовленные вручную, встречались часто. У нас дома в центре комнаты находился большой круглый стол, покрытый красной плюшевой скатертью. Выглядел он шикарно, но если приходилось снимать скатерть, то оказывалось, что столешница состояла из неструганных досок, а ножки сделаны из водопроводных труб.

Из металлического уголка, труб и толстой проволоки изготовлялись простые кровати. Иногда спинки кроватей украшались медными или латунными шишками, шарами и другими деталями, и тогда они выглядели не хуже магазинных.

Почти в каждой квартире была скамейка или лавка. Это уж точно было изделием, изготовленным своими руками. Книги в те годы стояли на этажерках. В половине случаев этажерки были самодельными, собранными из реек.

В нашем неблагоустроенном доме у каждой семьи в коридоре стоял «знаменитый Мойдодыр» – почти такой же умывальник, как на картинках к стихотворению Самуила Маршака. Умывальники у всех были не фабричного производства.

Вернемся снова к изделиям из ткани. В Биробиджане 1960-х годов не было, наверное, ни одной квартиры, интерьер которой не украшали бы кружевные или вышитые салфетки.

Такими салфетками  покрывали радиоприемники, проигрыватели, полочки, столы, этажерки, комоды. На них ставили фаянсовых слоников, вазы, книги. Подобный интерьер сейчас можно увидеть разве что в Областном краеведческом музее.

ГОБЕЛЕН С РОГАМИ

ковер с рогамиВ своем рассказе «Олень» наша землячка Римма Лавочкина так описывает один из подобных образцов народного художественного творчества: «Бабушка рассказывала, что давным-давно в наш городок приезжал бродячий художник. Он рисовал «ковры». Женщины выносили ему кто толстое полотно, кто одеяло, а кто и рогожу, а художник рисовал на них масляными красками свои картины. Так он зарабатывал деньги. Люди после войны были бедными, настоящий ковер купить не могли, и чтобы стена над кроватью не была холодной, вешали на нее покрывало. А тут художник –«ковры» рисует… 

У моей бабушки было черное суконное одеяло, на нем «коврописец» и нарисовал моего оленя. Но олень был не один. Поодаль паслось еще целое стадо, а вокруг росли странные деревья, похожие на арбузы.

Постепенно рос материальный достаток советских людей, а вместе с ним менялся интерьер наших квартир. Клеенчатые самодельные коврики стали вытесняться фабричными изделиями.

Впрочем, плюшевые и гобеленовые прикроватные коврики появились у нас сразу после войны, их привозили возвращавшиеся из Германии солдаты. Позже эту красоту стала массово выпускать и советская промышленность, а пик моды на гобелены пришелся на 1960-е годы. Изображались на них и цветы, и репродукции с работ известных художников Шишкина, Васнецова, Перова, Сверчкова, но чаще всего встречались изображения оленей. Почему олени?  Это типичные германские сюжеты, а первые плюшевые и гобеленовые изделия в нашей стране переводились с трофейных немецких перфокарт.

С появлением «оленей» от клеенчатых ковриков стали избавляться. Помню, на помойках валялись десятки нарисованных русалок, стаи лебедей и красавиц в лодках. Сейчас эти образцы самодеятельной наивной живописи пользовались бы у коллекционеров большим спросом. Кто ж тогда мог предположить, что под ногами лежит усыпанная золой и бытовыми отходами настоящая культурная ценность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *