Край родной узнать непросто

Как школьники изучают историю и культуру малой родины

Тема краеведения в образовательных учреждениях Биробиджана обсуждалась на заседании городской комиссии по изучению и сохранению культурного наследия. Школьные учителя также включились в этот диалог.

Вначале главный специалист отдела образования мэрии города отчиталась о работе по краеведению в рамках регионального компонента в образовании. Вроде бы дело налажено: краеведческие темы раз в неделю поднимаются в школах на уроках географии, биологии, литературы. Проводятся тематические ученические конференции для ребят, которые хотят знать больше и готовы делиться дополнительными знаниями со сверстниками, участвуют в интернет-викторинах; ученики и их учителя изучают национальные традиции — русские, еврейские, казачьи. Детские творческие коллективы исполняют национальные танцы, в которых, по известному выражению, «душа народа»…

Но заместитель мэра областного центра Людмила Копёнкина напомнила представителю отдела образования, что к 70-летию Биробиджана четыре года назад городской комиссией по культурному наследию были разработаны познавательные маршруты «Исторический Биробиджан» и «Литературный Биробиджан», изданы за счёт города буклеты. Но почему-то уроки краеведения многие учителя предпочитают проводить в классных стенах. Родная история так не становится родной, близкой, зримой.

— Ансамбль «Мазлтов» при Центре детского творчества давно не обновлял репертуар  и теряет свой колорит как хранитель и исполнитель еврейских танцев, — посетовала далее Л. Копёнкина и пояснила: — Это ограничило участие некогда широко известного хореографического коллектива в недавнем фестивале еврейской культуры и искусства. Возможно,  руководителя ансамбля надо отправлять на соответствующую учёбу…

С «региональным компонентом» в общеобразовательных школах тоже не всё  однозначно.  Краеведение на уроках географии и биологии «законно» (т. е. предусмотрено учебным планом) только в шестом классе, а потом о «малой» географии вспоминают во втором полугодии в 8-9-х классах (когда ученики больше озабочены  сдачей тестов ГЭИ, от которых зависит их перевод в 10-й класс). Литературным краеведением по программе занимаются с ещё большим разрывом:  в пятом, а потом только в десятом классе.

О невнимании педагогов к  поисково-краеведческой работе говорила ректор института повышения квалификации педагогических работников  Татьяна Файн. По её мнению, это чревато отрицательными последствиями. С 2015 года в структуре основной общеобразовательной программы учебно-исследовательская деятельность является обязательной. Одномоментно приказом её не «введёшь» — требуются база, опыт, налаженные связи, наконец.

По ряду проблемных направлений требуются семинары для учителей, институт готов их проводить и предлагает создавать учебные группы на хозрасчётной основе за счёт целевых муниципальных средств.

Предложение было поддержано заместителем мэра Биробиджана Людмилой Копёнкиной. Она напомнила о городской программе «Кадры» и поручила обсудить этот вопрос руководству городского отдела образования и института.

Член комиссии и депутат городской Думы Иосиф Бренер напомнил коллегам и учителям об отмечаемом в конце октября Дне памяти жертв политических репрессий. В школах запланированы тематические классные часы, наверняка они пройдут и в  сельских школах. Депутат предложил институту повышения квалификации педагогических работников через Интернет централизованно распространить по учебным заведениям соответствующие материалы, часть из которых войдёт в запланированное в следующем месяце издание Книги памяти ЕАО. Институт согласен в принципе, но Татьяна Файн напомнила о технической стороне дела — трафик, которым располагает институт,  не позволяет пропускать большие объёмы, тем более видеоматериалов.

Аналогичная проблема и у областного краеведческого музея. «Мы бы рады издавать тематические буклеты о своих экспозициях, исследованиях, но  нет ни издательской базы, ни средств», — сказала главный хранитель музея Елена Троян.

Между тем городская комиссия по культурному наследию решила пробудить интерес молодого поколения к общественным музеям в школах, профессиональных учебных заведениях, на предприятиях. А таковых в Биробиджане наберётся десяток. Ведущий вуз области — ДВГСГА, который, возможно, вскоре в статусе университета примет имя Шолом-Алейхема, готов концентрировать у себя материалы, имеющие отношение к классику идишской литературы, и проводить экскурсии для школьников и педагогов, отметил проректор вуза по научной работе Павел Толстогузов. Материалами с вузовским музеем готовы поделиться областная научная библиотека им. Шолом-Алейхема и институт повышения квалификации педагогических работников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *