Кровавый апрель

110 лет назад произошел самый крупный в Российской империи еврейский погром

Трагедия случилась в дни празднования православной Пасхи в Кишиневе, а спровоцировали ее слухи из близлежащих Дубоссар и антисемитские статьи в газете «Бессарабец».

За два месяца до погрома в Дубоссарах пропал, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. В ежедневной кишиневской газете «Бессарабец» появились публикации о возможной ритуальной подоплеке этого убийства. Выдвигалось предположение, что подросток был похищен евреями с целью использования его крови в некоем ритуале. Также сообщалось, что якобы один из убийц-евреев был пойман и рассказал о деталях чудовищного преступления. Конечно же, это была неправда. Но среди жителей города начались волнения, газетные статьи усилили существовавшие предрассудки и суеверия против евреев. Люди начали опасаться, что подобное убийство может произойти и в Кишиневе.

По требованию следователя в газете было опубликовано официальное опровержение напечатанной ранее недостоверной информации. Настоящим убийцей мальчика, как выяснилось позже, оказался его дядя, совершивший страшное преступление ради наследства. Опровержение помогло прояснить обстановку, но людей не успокоило — многие горожане сочли его попыткой скрыть преступление.

Тем временем в городе прошел слух, что царь лично издал некий секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трех дней после Пасхи. Конечно, все это были домыслы недоброжелателей. За неделю до праздника в городе стали распространяться листовки, в которых были напечатанные ранее в «Бессарабце» антисемитские публикации и призывы к действиям против евреев во имя царя.

Еврейская община обратилась к администрации города с просьбой о защите и к кишиневскому митрополиту Иакову, чтобы он успокоил паству. Но никаких действий ни чиновники, ни духовенство не предприняли. Если губернатор фон Раабен все же приказал немного усилить патрули в городе на время пасхальных праздников, то митрополит Иаков сам верил в существование кровавых ритуалов и считал, что еврейская секта «Хузид» практикует питье христианской крови втайне от своих собратьев по религии.

В воскресенье, 6 апреля 1903 года, на городской площади собралась толпа. В прилегающие еврейские дома полетели первые камни, люди громили лавки и магазины. Но к вечеру все стихло, ночь прошла спокойно. Полиция арестовала 60 человек. На улицы вышли воинские патрули, однако никаких приказов солдаты не получили.

На следующий день, 7 апреля, в Кишиневе разгорелся кровавый погром, сопровождаемый на этот раз не только грабежами и поджогами, но и убийствами. Бездействие полиции и местных властей горожане восприняли как негласное разрешение на расправу с евреями. Евреи же, не получив поддержки, прибегли к самозащите, спровоцировав еще большую агрессию.

К двум-трем часам дня погром охватил большую часть города. Только в половине четвертого солдатам был отдан приказ остановить погромы с правом применить оружие. Были проведены массовые аресты.

Александр Солженицын в своей книге «Двести лет вместе», посвященной кишиневскому погрому, приводит отчет прокурора Горемыкина: «Всех трупов обнаружено 42, из коих 38 евреев; у всех убитых найдены были повреждения, причиненные тяжелыми тупыми орудиями: дубинами, камнями, лопатами, у некоторых же острым топором… Огнестрельных ран не было [у убитых]… Раненых всех 456, из коих 62 христианина… Из числа [394 раненых] евреев только пятеро получили тяжкие повреждения; остальные все легкие. Никаких следов истязаний ни у кого не найдено, и только лишь у одного еврея, слепого на один глаз, выбит другой глаз… Почти 3/4 пострадавших — мужчины, за единичными исключениями, взрослые люди. Об изнасилованиях было подано три заявления, из коих по двум составлены обвинительные акты… Домов разгромлено было около 1350».

Полиция арестовала более восьмисот погромщиков, около трехсот из них были преданы суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к различным срокам каторжных работ, тюремному заключению. Часть погромщиков была оправдана. Со своего поста был уволен губернатор фон Раабен.

Кишиневский погром получил большой общественный резонанс в России, Европе и Америке. Был организован Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погрома, в который поступило около одного миллиона рублей. Среди прочих перечислил туда свой гонорар и великий певец Федор Шаляпин.

Погром в Кишиневе нашел отклик и у русских писателей. Лев Толстой выступил с заявлением, в котором осудил погромщиков и выразил сочувствие жертвам. Кишиневскому погрому посвятил очерк «Дом № 13» писатель Владимир Короленко. Еврейский поэт и прозаик Хаим Бялик, посетивший город для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме».

После Кишиневского погрома в большинстве районов черты оседлости российских евреев были созданы отряды еврейской самообороны, успешно себя проявившие во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. 

Не повторить трагедии 

7 апреля во всем мире почтят память жертв Холокоста.

Йом ха-Шоа (День памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства) — национальный день траура в Израиле и за его пределами, установленный Кнессетом в 1951 году. В этот день во всем мире вспоминают евреев, ставших жертвами нацизма в годы Второй мировой войны.

О том, что необходимо увековечить память о Катастрофе и ее жертвах, заговорили вскоре после обретения Израилем независимости в 1948 году. Встал вопрос о выборе даты. Споров и мнений на этот счет было много, и только 12 апреля 1951 года Кнессет принял резолюцию о провозглашении 27 нисана Днем памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства. Это шестой день после окончания праздника Песах и неделя перед Йом ха-Зикарон (День памяти павших в войнах Израиля и жертв террора) и Днем независимости Израиля. Близость этих дат символизирует путь еврейского народа к возрождению государства.

В разных еврейских общинах и странах эту трагическую дату отмечают по-разному. В некоторых синагогах в Йом ха-Шоа проходит особая служба. Обычно зажигают шесть мемориальных свечей — в память о шести миллионах погибших во время Катастрофы европейского еврейства, а затем читают поминальную молитву Азкара.

На кладбищах Йоханнесбурга и Кейптауна (города ЮАР) проводятся особые мемориальные церемонии. На кладбище Уэст Парк южноафриканским художником Германом Уалдом был создан мемориал, состоящий из шести огромных шофаров.

В Израиле официальная церемония проводится в Яд Вашеме — Мемориальном центре Катастрофы в Иерусалиме. В 10 часов утра в этот день по всей стране звучит сирена, во время которой замирает вся страна, и граждане двумя минутами молчания отдают дань памяти погибшим. При этом неважно, где они находятся в это время — идут по улице, находятся на работе или дома, едут ли в автобусе, поезде или машине. Если израильтяне едут в машине или в автобусе, они останавливаются, выходят из машины и стоят во время звучания сирены. Даже если они путешествуют на поезде между населенными пунктами и сирена не слышна, машинист в назначенное для сирены время останавливает поезд, и все встают со своих мест и стоят в молчании  положенные две минуты. В этот день израильтяне молятся о том, чтобы подобная Катастрофа никогда не повторилась.

Почтят трагическую дату еврейской истории и у нас в области. 8 апреля в час дня во дворе биробиджанской еврейской общины «Фрейд» пройдет митинг, посвященный Дню памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства.  Почтить память жертв Холокоста возле мемориального обелиска соберутся участники клуба бывших малолетних узников гетто, члены общины «Фрейд», представители общественности, студенты, школьники — все, кто знает и помнит об этой трагической дате. Они еще раз напомнят о миллионах евреев, погибших от рук нацистов, о трагедии целого народа,  ставшего жертвой на алтаре войны. По традиции, к обелиску возложат камни скорби и зажгут поминальные свечи. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *