Кровавый август 1952-го

Кровавый август 1952-го - Члены  Еврейского антифашистского комитета. Пока еще живые...

Члены Еврейского антифашистского комитета. Пока еще живые...

Со дня страшной трагедии — ужасающей расправы  над еврейскими писателями и артистами, членами  Еврейского антифашистского комитета, прошло шестьдесят лет. Но время только притупило боль утраты

12 августа 1952 года нередко приравнивают к 9 Ава (Аба) — дню траура по разрушенному римлянами Иерусалимскому храму. Примечательно, что и календарно эти даты близки — 9 Ава обычно приходится на август. Эти исторические события сближает и то, что  они символизируют конец — насильственную смерть (нескольких тысяч евреев во время Иудейской войны I столетия н.э. и 13 евреев на Лубянке уже в просвещенном XXI веке) и уничтожение духовной традиции. Сегодня, в канун этой печальной августовской годовщины, хотелось бы еще раз вспомнить о расстрелянных более полувека назад деятелях еврейской советской культуры.

Страшно даже представить себе этот день, этих людей, еще совсем молодых… Был ли каждый из них жалок и одинок со своим невыносимым ужасом перед смертью, которая неумолимо приближалась? Мы никогда этого не узнаем. В архивах КГБ значится стандартное: «приговор приведен в исполнение».

Кем были расстрелянные и умершие от пыток в тюрьме? Среди них — известные еврейские писатели и артисты, выходцы из еврейских местечек, считавшие себя наследниками и продолжателями традиции «золотого века» и одновременно новаторами — «обновителями» литературы на идише.

Давайте окунемся в атмосферу прошлого, в те роковые годы…

Военно-политическое положение Советского Союза в годы Второй мировой войны было предельно тяжелым. Власть отчаянно старалась получить материальную, политическую и моральную поддержку тех сил, сотрудничество с которыми ранее признавалось нежелательным и даже наказуемым. Одной из них были мировые еврейские демократические круги. Так, в феврале 1942 года был создан Еврейский антифашистский комитет, который преследовал цель — побудить мировое еврейство к борьбе с врагом. Возглавил комитет художественный руководитель Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс. В состав ЕАК вошли выдающиеся представители советской еврейской культуры: поэты и писатели Перец Маркиш, Ицик Фефер, Давид Бергельсон, Давид Гофштейн, Лев Квитко, политический деятель Соломон Брегман, первая в СССР женщина-академик Лина Штерн, врач Борис Шимелиович, актер Вениамин Зускин, историк Иосиф Юзефович, журналисты Леон Тальми, Илья Ватенберг, Эмилия Теумин, Чайка Ватенберг-Островская. Курировал деятельность комитета заместитель наркома иностранных дел и начальника Совинформбюро Соломон Лозовский.

e-Mark e-Fefer e-Ber
Перец Маркиш Ицик Фефер Давид Бергельсон

ЕАК сыграл важную роль в мобилизации еврейского народа — за период войны он провел три митинга представителей еврейской общественности, которые широко освещались в советской и зарубежной прессе. За это время члены комитета неоднократно обращались к руководству страны с предложениями об оказании помощи уцелевшим евреям, информировали о фактах антисемитизма, ставили вопрос о сохранении еврейской культуры. С лета 1942 года в ЕАК действовал свой печатный орган на идише — газета «Эйникайт» («Единение»), одной из главных тем которой был Холокост. В 1943 году Соломон Михоэлс и Ицик Фефер были приглашены за границу в США, Канаду, Мексику и Англию. Благодаря их выступлениям на многотысячных митингах за рубежом в фонд помощи СССР были собраны десятки миллионов долларов. Этот визит во многом способствовал и открытию Второго фронта.

Но война закончилась, и комитет был больше не нужен…

С точки зрения внешнеполитических задач организация стала просто бесполезной, а с точки зрения внутренних — даже вредной и опасной. Существование ЕАК вольно или невольно привлекало внимание мировой общественности к положению евреев в Советском Союзе. Организация превращалась в духовный заслон распространению антисемитизма на освобожденных от фашистов территориях. Тысячи еврейских беженцев, возвращающихся к своим родным очагам, разоренным фашистами, обращались за помощью именно в ЕАК, так что он, как впоследствии ему было инкриминировано, выполнял «функции главного уполномоченного в делах еврейского народа», «комиссариата по еврейским делам». А по советской традиции это было вещью «политически вредной и недопустимой». Чашу терпения переполнил известный меморандум от 1944 года, в котором члены комитета призывали советское правительство и лично товарища Сталина противодействовать растущему антисемитизму и выделить в Крыму район для создания еврейской национальной территории.

Приведем выдержки из так называемой «Записки о Крыме», написанной С. Михоэлсом, Ш.Эпштейном и И. Фефером:

«Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. Молотову В. М.

Дорогой Вячеслав Михайлович!

В ходе Отечественной войны возник ряд вопросов, связанных с жизнью и устройством еврейских масс Советского Союза…

С целью нормализации экономического роста и развития еврейской советской культуры, с целью максимальной мобилизации всех сил еврейского населения на благо советской родины, с целью полного уравнения положения еврейских масс среди братских народов, мы считаем своевременной и целесообразной, в порядке решения послевоенных проблем, постановку вопроса о создании Еврейской советской социалистической республики. Нам кажется, что одной из наиболее подходящих областей явилась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие имеющегося успешного опыта в развитии там еврейских национальных районов…»

«Записку» бросили в архив, но она оказалась «миной» замедленного действия, которая «рванула» в 1948 году, когда был зверски убит руководитель ЕАК Соломон Михоэлс. «Автомобильная катастрофа» стала официальной версией гибели Михоэлса. Правда открылась позже. Убив на глазах всего света великого артиста, Сталин как бы объявил евреям: «Теперь ваши дни сочтены!»

Официально об аресте членов Еврейского антифашистского комитета в прессе не сообщалось. В периодической печати появилось три материала: о приведении в исполнение приговора, информация об отмене 22 ноября 1955 года Верховным судом СССР приговора в отношении всех осужденных по делу ЕАК, справка о так называемом «Деле Еврейского антифашистского комитета».

Эти сообщения не раскрывали подлинной картины расправы с членами комитета. В течение нескольких лет факт злодейского убийства крупнейших деятелей еврейской культуры скрывался при молчаливом согласии руководства Союза писателей СССР. Но к 1956 году для западной общественности ситуация начала проясняться, и радиостанции свободного мира стали в своих передачах сообщать о трагедии 12 августа, когда на рассвете дня в подвалах Лубянки были казнены тринадцать самых видных представителей еврейской культуры, членов Еврейского антифашистского комитета. На процессе по делу ЕАК проходили пятнадцать человек. Один из них — замминистра Госконтроля Соломон Брегман, не выдержав тюремных пыток, умер до начала процесса, так что на скамье подсудимых осталось четырнадцать человек. Академик Лина Штерн избежала смертного приговора и отделалась сравнительно мягким наказанием — тремя годами тюрьмы и пятью годами ссылки.

Сорок месяцев, почти три с половиной года, в Лубянской тюрьме в Москве истязали абсолютно невинных людей, заставляя их признаваться в несуществующих грехах. А 12 августа тринадцать из четырнадцати подсудимых  по приговору суда расстреляли. За связь с Еврейским антифашистским комитетом были арестованы и репрессированы более ста видных деятелей науки и культуры.

По существу эта зверская расправа означала не только физическое уничтожение выдающихся людей, но и формальную ликвидацию культурного наследия, создававшегося веками. Еврейская культура в СССР так и не смогла полностью оправиться от такого тяжелейшего удара. С 1956 года в этот день — 12 августа — в разных странах, и прежде всего в США и Израиле, проводятся общественные мероприятия мемориального характера, превращающие его в день национального единения.

От редакции. Трое из расстрелянных в августе 1952 года — писатель Давид Бергельсон, поэты Ицик Фефер и Перец Маркиш в довоенные годы не раз приезжали в нашу область. Они посвятили зарождающейся на Дальнем Востоке еврейской автономии несколько литературных произведений, сотрудничали с местными газетами «Биробиджанер штерн» и «Биробиджанская звезда».

Ицик Фефер и Перец Маркиш создали цикл стихов о Дальнем Востоке и становлении ЕАО, а Давид Бергельсон написал цикл рассказов «Биробиджанские мотивы» — о первостроителях города на Бире.


 

Оксана РЕПИК

По материалам Интернет-сайтов by-time.ru, russianscientist.org, rubricon.com 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *