Крылатые защитники

Во время Второй мировой войны на территории нашей области базировалось пять авиационных подразделений. Несколько летчиков навсегда остались лежать в дальневосточной земле

Сегодня даже трудно представить, что в сороковые годы прошлого века наша маленькая автономия была большой аэродромной площадкой для военных самолетов. Аэродромы находились в Бабстово, Башмаке, Бирофельде, Желтом Яре, Лазарево… Ставлю здесь многоточие, так как не уверена, что список этот полный.

 О том, что в годы войны с Японией ЕАО была по сути прифронтовой зоной и здесь находился штаб 2-го Дальневосточного фронта, знают многие. Дислоцировался штаб в селе Лазарево, близ которого находился военный аэродром. В 1980-е годы местные красные следопыты с помощью военных архивов установили фамилии четырех погибших в 1945 году летчиков – Ивана Белякова, Ивана Жадана, Сергея Копылова и Михаила Рассохина. Их память решили увековечить на обелиске, установленном в честь не вернувшихся с войны односельчан. Фамилии летчиков перенесли и на новый памятник, открытый к 70-летней победной дате.

А вот их захоронения остаются безымянными, и в селе намерены перенести останки летчиков в одну братскую могилу и установить на ней памятник. 

 – Это наш долг перед погибшими и мы должны его выполнить, – твердо убеждены инициаторы этой идеи предприниматель Наталья Казакова и заведующая сельской библиотекой Татьяна Шклярова. – Будет больно и обидно, если мы этого не сделаем. 

Надеемся, что благое дело осуществится и в Лазарево появится памятник летчикам – участникам Второй мировой войны.

Еще один военный аэродром находился возле села Башмак. Туда из села Бабстово в июле 1942 года перебазировался 302-й истребительный авиационный полк. В его состав входили три эскадрильи. Летчиками были в основном выпускники Качинского училища. Следопыты местной школы попытались восстановить события тех лет и узнали, что в мае 1943 года во время учебно-тренировочного полета погибли командир 2-й эскадрильи старший лейтенант Морозов (имя неизвестно) и второй пилот, младший лейтенант Николай Кирьяков. В полете у них отказал мотор и самолет, не дотянув до аэродрома, упал в болото. 

 В 1944 году там же погиб еще один летчик Николай Власов. В школьном музее хранятся воспоминания очевидицы этой трагедии, парашютоукладчицы батальона авиационного обслуживания Н.Д. Каверзневой: «Николай Власов был очень живой, жизнерадостный, хотя и очень скромный человек. Погиб в 1944 году летом. Он буксировал воздушную цель – конус, а другие летчики заходили сзади и стреляли по конусу. И вот один из летчиков при заходе попал по кабине самолета. Я как раз вела хронометраж полета. Смотрим, самолет начал качаться, пошел на снижение и упал от аэродрома на пятом километре. Потом раздался взрыв. Взорвался бак с горючим. Кто это видел, картина страшная. Вообще непередаваемое чувство, когда на глазах гибнет боевой товарищ, а ты ничем не можешь ему помочь».

Весной 1945 года при полете на истребителе Як-9 погиб летчик Кондратьев – у самолета в воздухе оторвалось крыло, он ушел в землю на восемь метров и горел целый день. Очевидцы рассказывали, что к месту трагедии невозможно было подступиться – на самолете были пушка и заряды к ней и два пулемета с патронами. Все это взрывалось, вылетало наружу. Когда закончились взрывы, в чудом уцелевшем кармане гимнастерки пилота были обнаружены документы. Они лишь немного обгорели.

О гибели еще одного летчика Федора Артющенко рассказала следопытам бывший ефрейтор авиаполка Таисия Абросимова: «Разве их, ребят, забудешь? Помню, как погиб Федя Артющенко – во время боев с японскими захватчиками. Федю нашли в очень тяжелом состоянии, так как его самолет врезался в сопку. Но летчик был еще жив, его отправили в госпиталь. Через какое-то время в часть сообщили о смерти Феди». 

Таисия Федоровна вспоминала, что в авиаполку служило много девушек – прибористы, мотористы, радисты, шоферы. Сама она была комиссаром автороты при батальоне аэродромного обслуживания. В августе 1945 года многих девчат из Башмака направили на военный аэродром в Монголию, где они пробыли почти месяц.

 9 августа 1945 года авиаполк вступил в боевые действия против Японии на территории Маньчжурии. На самолетах Як-1 летчики совершили до 28 августа 133 боевых вылета. 

В марте 1941 года со станции Архара на аэродром в село Желтый Яр перебазировался 300-й истребительный авиационный полк. Еще один аэродром этого полка находился близ Бирофельда. О времени своей службы на территории ЕАО вспоминал в своих мемуарах летчик-ас, Герой Советского Союза Евгений Пепеляев. О гибели летчиков на этих аэродромах сведений не найдено.

В июле 1941 года, через месяц после начала войны, 300-й истребительный авиаполк перебазируется в село Бабстово. Там продолжает служить и Евгений Пепеляев. Летали на истребителях И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943 года летчика и нескольких его товарищей отправляют на Западный фронт осваивать самолеты Як-7б и Як-9Т. В 1944-м их возвращают на Дальний Восток в эту же часть. В 1945 году Пепеляев становится заместителем командира 300-го авиаполка, который входил в состав 254-й дивизии 10-й воздушной армии 2-го Дальневосточного фронта. Полк участвует в августе 1945-го в прикрытии наших войск, уничтожает японскую военную технику в приграничных районах. Сам Пепеляев совершил за это время 30 боевых вылетов.

Часть самолетов полка в том же 1945 году перебазировали на аэродром в село Лазарево.

Летчик Евгений Пепеляев, прослуживший почти всю войну у нас в области, воевал потом на территории Маньчжурии, а Героем Советского Союза стал в 1953 году на корейской войне.

Вскоре после капитуляции Японии авиаполк из Бабстово перевели в Хабаровск, а через три года снова вернули. В 1952 году самолеты полка вновь, и на этот раз окончательно, перебазировали на Большой аэродром краевого центра. Расформировали полк и в Башмаке, не осталось военных самолетов в Лазарево и Желтом Яре. После войны в области долгое время сохранялся военный аэродром возле села Бирофельд, затем место истребителей здесь заняли вертолеты, а в 1990-е годы аэродром и военный городок при нем были окончательно заброшены. И сегодня на территории автономии нет ни одного действующего аэродрома – ни военного, ни гражданского.

Пять лет назад в окрестностях села Бирофельд были найдены фрагменты разбившегося самолета и человеческий череп. Что это был за самолет и кем был летчик, узнать пока не удалось. Сейчас в поиск включились энтузиасты из Приморья, в сентябре раскопки на месте крушения продолжатся. Может, все же и удастся восстановить имя погибшего пилота. А вообще давно пора поставить общий памятник тем, кто защищал наше небо в военные годы и погиб при исполнении своего долга на территории области. А в день 70-летия со дня окончания Второй мировой войны помянем всех, кто с нее не вернулся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *