Кто мы родом? Откуда мы?

Кто мы родом? Откуда мы? - Гальперина Рая и ее муж Ким В. на опытном поле

Источник фото: «Харьковский фотоальбом»

Гальперина Рая и ее муж Ким В. на опытном поле

В начале октября в каждом субъекте РФ прошла всероссийская акция «Большой этнографический диктант». Его главная цель – оценить уровень этнографической грамотности населения, его знания о народах, проживающих в России, и привлечь внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в межэтнических отношениях Российского многонационального государства. В написании диктанта приняли участие студенты средних и высших учебных заведений, школьники, все желающие.

Понятно, что не осталась в стороне от этой акции и наша область, в которой межнациональные отношения занимали и занимают особое место в общественной жизни региона. Небольшая по численности населения автономия имеет в своем составе многие десятки представителей наций, народностей, этнических групп. Следует подчеркнуть, что во все периоды более чем 80-летней истории ЕАО, а также за период вхождения Приамурья в состав Российского государства в 1858 году не было ни одного межнационального конфликта.

Во все эти времена нас объединяли общегосударственные задачи, а в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и защита Отечества от фашизма.

Итоги этнографического диктанта будут подведены 4 ноября текущего года – в День народного единства. Эта дата в 1612 году явилась завершением так называемого Смутного времени. В тот день российское народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина разгромили польских интервентов, захвативших ранее Москву и уже фактически управлявших Россией. В составе ополчения наряду с русскими воинами в освободительной войне с иноземцами участвовали представители многих народов, населявших тогдашнюю Россию, – чуваши, марийцы, мордва, калмыки, украинские казаки, башкиры, добровольцы из других народностей. Именно многонациональное воинство положило конец многолетней интервенции поляков и их союзников.

Получили российское подданство

На основе добрососедства и мирного сосуществования изначально формировался национальный состав среднеамурской территории, на которой сейчас расположена наша область. В мае 1858 года, сразу после подписания с Китаем Айгунского договора о принадлежности левобережья Амура от слияния Шилки до устья Уссури Российской империи, началось ее активное освоение русскими колонистами. Прибывшие сюда казаки Забайкальского войска заложили первые восемнадцать станиц. Тогда же состоялось их знакомство с амурскими аборигенами. Хотя численность их была невелика, этнический состав коренных жителей был весьма разнообразен. Большая часть принадлежала к так называемой тунгусо-маньчжурской языковой группе. Кроме собственно тунгусов на Среднем Амуре много веков жили оседло или вели кочевой образ жизни гольды (нанайцы), дючеры, орочи, удэгейцы, бирары. К монгольской языковой культуре принадлежали дауры, что, кстати, засвидетельствовано в названии крупного горно-таежного массива Дауры на границе Биробиджанского и Ленинского районов. Было несколько поселений якутов. Одно из них, довольно крупное, находилось на заливе Майском реки Биджан. Была небольшая группа нивхов, о чем говорит, в частности, название села Чурки (произошло от мужского имени Чурка). От нивхского образования слов «дикая свинья» сохранилось название небольшой горной речки Олоно, впадающей в Кульдур.

Стоит особо отметить, что казаки, прибыв на Средний Амур, стали давать топонимам аборигенов русские названия. На географические карты и топографические документы перешли такие названия, как Бира, Биджан, Биракан, Будукан, Икура, Сутара, Кульдур, Джаварга и многие другие. Это свидетельствует об уважительном отношении русских к истории и культуре амурского этноса.

Между прочим, те же первые казаки-колонисты, среди которых было много холостяков, брали в жены девушек из местных племен. Им давали русские имена и приводили в православную веру. Все исследователи Приамурья XIX века такие, как Аносов, Максимов, Грум-Гржимайло, Комаров, Радде и другие, не приводят ни одного факта конфликта между колонистами и аборигенами. Все они, без исключения, получили российское подданство, что давало им гарантию защиты их прав и свобод от государства.

В 1871 году этнический состав Среднего Амура увеличился после того, как на территорию нынешнего Октябрьского района прибыли из южно-уссурийского края Приморья 430 корейцев. Они, приняв православие, легко влились в местную жизнь. Центром их заселения стало село Благословенное. Корейцы привнесли много полезного в земледельческую культуру того времени, главным образом – в выращивание овощей и бахчевых. Они же впервые ввели в земледельческий оборот местного населения культуру рисосеяния.

Шло взаимное обогащение культур

Национальный состав населения будущей ЕАО в период пятидесятых годов XIX века до конца первого десятилетия XX века не претерпел сколько-нибудь заметных изменений. По-прежнему незначительный процент занимали амурские аборигены, а также прибывающие на постоянное поселение по вербовке крестьяне из центральных губерний России и левобережной Украины. К примеру, село Русская Поляна, которое и ныне находится в Биробиджанском районе, основали украинские переселенцы. Более разнообразным стал состав населения Среднего Амура после того, как в здешние места начали приезжать переселенцы из промышленных городов России, заложившие первые промышленные предприятия в поселках Николаевка, Бира, Биракан. Интенсивно развивалась добыча золота на Сутарских и Хинганских месторождениях с привлечением кроме русских старателей также китайцев и маньчжуров, украинцев и белорусов.

Настоящий всплеск численности населения и увеличение его национального состава приходится на строительство и завершение Восточного участка Амурской железной дороги от Облучья до станции Покровка. За короткий срок после прокладки магистрали численность населения на территории будущей ЕАО возросла вдвое – с 16 до 32 тысяч человек. Теперь в национальный состав среднеамурского региона уже вошли представители среднеазиатских, кавказских народов, поляки, немцы, татары, выходцы из малых народов Поволжья и народов Севера. В печатных источниках того времени не говорится о том, что в среде среднеамурского населения присутствовали евреи. Вероятно, они все-таки были – хотя и в незначительном числе. Во всяком случае, к тому времени уже существовали еврейские общины с синагогами в Хабаровске и Благовещенске. Представители всех национальностей и вероисповеданий, в том числе аборигены-язычники, свободно отправляли религиозные обряды, сохраняя культуру и обычаи своих народов. Без всяких условий и препятствий создавались семейные пары из представителей разных национальностей. Шел процесс взаимного обогащения культур, что также сближало местное население.

Период еврейского заселения

Радикальные этнографические изменения произошли в период еврейского заселения региона, которое началось в 1928 году. Уже через три с небольшим года на территории, отведенной под еврейский национальный район, численность населения с 32 тысяч выросла до 44 тысяч человек. Биробиджанский историк и краевед Давид Вайсерман, изучив архивы, опубликовал в своей книге «Как это было?» (г. Биробиджан, 1993 год) следующие сведения: в 1932 году на III пленуме Далькрайисполкома председатель Биро-Биджанского райисполкома Григорьев озвучил такую статистику. В тот год в национальном районе числилось: русских – 30 тысяч; евреев – 5125 человек; корейцев – 4175; украинцев – 3375; китайцев – 712 человек; народов Севера – 850 человек.

Понятно, что здесь перечислены основные этнографические группы, при этом особенно интенсивным был приток евреев не только из Украины, Белоруссии, ряда регионов России, но также из более чем десяти зарубежных государств, в частности Бразилии, Палестины, Аргентины, США, Франции, Германии. Несмотря на тяжкие испытания первой поры освоения и обустройства, большинство из них свое пребывание здесь могли бы охарактеризовать строкой одного из стихотворений Эммануила Казакевича: «Становлюсь я похожим на эти края. Не прохожий, а общего дела участник. Полюбила меня, присушила меня та земля, на которой я счастлив!..»

Пожалуй, лучше всего характеризует национальное единство, как нашей области, так и тогдашнего Советского Союза, беспримерный подвиг всех народов, вставших на защиту Отчизны от фашизма в 1941 – 1945 гг. По рассказам бывших фронтовиков, с которыми не раз пришлось встречаться, в частности А. Мордуховичем, А. Толстогузовым, М. Хамзиным и другими, в первые дни районные и городские военкоматы осаждали парни и девушки, требуя отправить их в действующую армию. Просились на фронт целыми классами выпускники средних школ автономии, молодежные бригады рабочих и колхозников. В какой-то мере это напоминало событие 1612 года, когда Россию спасло, в первую очередь, народное единство.

И день сегодняшний

А какой сейчас национальный состав населения автономии? По данным статистической службы области (Еврстат), на ее территории проживают представители более 80-ти наций, народностей, этнических групп. Как и в предыдущие периоды, доминирующие позиции занимают русские, украинцы, евреи, татары, белорусы, выходцы из среднеазиатских республик бывшего СССР. Численно увеличивается мусульманская община. Одни национальные группы исчисляются тысячами человек, другие – несколькими десятками, а некоторые едва насчитывают десять человек. К таким относятся, к примеру, русины, исторической родиной которых является Закарпатье, и которые считают себя самой древней ветвью русского славянства. Есть гагаузы, прибывшие к нам из Молдавии, есть коряки, ительмены. Сохранилась довольно большая группа аборигенов Среднего Амура, в первую очередь – нанайцев.

Впрочем, принадлежность к той или иной нации или народности никаким образом не отражается на взаимоотношениях между ними, зато связывает их всех русский язык, которым пользуются все жители области. Так, по оценке председателя совета Биробиджанской Еврейской национально-культурной автономии (ЕНКА) Наума Ливанта, число жителей автономии, имеющих еврейские корни, превышает пятнадцать тысяч человек. Другая показательная черта национальной общности – смешанные семьи, что тоже является одним из условий народного единства.


Подготовил Виктор Горелов

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *