Кто найдёт «окно успеха»

Кто найдёт «окно успеха»

Фото: Алексей ТЩЕДУШНОВ /Пресс-служба ПФР России по ЕАО/

Талант ребенка может проявиться не в школьных предметах. Но переобучение людей предпенсионного возраста не даст высококвалифицированных кадров.

Интервью ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова

Подработка для бакалавра

Традиция отмечать Татьянин день пережила не одну реформу образования. Что за это время было утрачено и что нового появилось в российской высшей школе?

(Улыбается.) Мне кажется, что исчезла студенческая традиция напиваться. Я не шучу. Мы исследуем поведенческие особенности поколения, которое сейчас учится. Они пьют и курят на порядок меньше не только студентов начала XX века, но и тех, кто учился за 10–15 лет до них. Это отличие оставляет у молодых время на более амбициозную деятельность.

Студент изменился и с точки зрения отношения к работе. Он сейчас гораздо осознаннее начинает искать не просто подработку, а практику или работу, которые дадут возможность овладеть профессиональными навыками.

Уже 10 лет назад мы отмечали, что к третьему курсу бакалавриата две трети российских студентов работают, но в самых разных местах. Сейчас достаточно плавно с первого по шестой курс, если брать бакалавриат и магистратуру, растет доля имеющих подработку, в магистратуре — вплоть до работающих почти полный рабочий день.

Не идет ли это во вред образованию?

— Думаю, кому-то идет и во вред. Но в «Вышке», Физтехе, Бауманке, вообще в ведущих университетах 80% работающих студентов трудятся в рамках того направления, по которому они учатся. Это осознанная стратегия адаптации к будущему рынку труда. К концу магистратуры эти студенты уже находят конкретного работодателя. Это рационально и здраво.

Изменилось отношение к обучению. Растет доля студентов, которые идут в ведущие вузы страны, пользующиеся хорошей репутацией, дающие реальные профессиональные знания. К сожалению, число бюджетных мест в наших вузах растет медленно — так что это отражается в первую очередь на росте контрактных студентов. Но это очень хорошие студенты: средний балл «платника» в «Вышке», МГИМО, Физтехе больше 80, это пятерка с плюсом. Считаю, государству надо увеличивать бюджетные места в лучших 25–30 вузах страны. Ведь есть много очень талантливых выпускников школ, семьи которых имеют ограниченные доходы.

Качество абитуриентов повысилось, если сравнивать с наборами 10- и 20-летней давности?

— Повысилось. Сказались последовательные вложения государства в подъем общего образования, в первую очередь — повышение зарплаты учителей. Есть еще одна причина: люди стали привыкать к ЕГЭ. Хорошие школы всё меньше натаскивают на Единый госэкзамен, а всё больше просто учат. Но повышение качества знаний неравномерно по разным предметам — устойчиво растет по иностранному языку, но не вполне внятная тенденция по русскому. Есть еще зоны риска, связанные с предметами, которые выбирают не в первую очередь.

Образование играет очень большую роль в социальной стабилизации любого общества. Это не просто равный старт — это социальное перемешивание. Те, у кого меньше экономических и культурных возможностей в семье, должны получать преимущественное право попасть в хорошие университеты. Этого, к сожалению, у нас сейчас нет. В Советском Союзе было, а у нас пропало. Но я уверен, что общество вернется к инструментам в виде рабфаков, квот.

 

Ставка на проекты

Наше образование построено на том, что вузы готовят узких специалистов. За ним будущее?

— Наши вузы стали готовить гораздо меньше узких специалистов. Они отказываются от модели индустриальной экономики Советского Союза, когда человек готовился на конкретное рабочее место. Сейчас срок жизни конкретной технологии (продающейся на рынке) 5–7 лет, готовить узких специалистов в бакалавриате совершенно бессмысленно.

Получается, что надо менять менталитет преподавателей в первую очередь?

— Вводить тех, кто способен руководить проектами. Очень часто это не преподаватели. Один из лидеров рынка — Школа дизайна ВШЭ, где собраны практические дизайнеры. Они заводят свою лабораторию, берут туда студентов, а те уже работают с конкретными проектами, часто продающимися буквально с 1–2-го курсов. Это один из образов нового преподавателя.

Сейчас в связи с изменением пенсионного законодательства остро встал вопрос переобучения людей предпенсионного возраста. Готовы ли наши вузы принять таких людей?

— У нас есть большой проект с Москвой «Университет, открытый городу». Наши ведущие преподаватели читают публичные лекции, на нашу линейку факультативов записываются люди самых разных возрастов.

Ключевая проблема со старшими возрастами — чему людей учить. Есть два направления. Первое я бы назвал социальными компетенциями — люди учатся не для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы развить себя, и это не надо рассматривать как еще одну службу занятости.

Второе ближе к рынку — обучение конкретным профессиям, с помощью которых люди могут зарабатывать. Скорее всего, потребность в этом случае не в университетском обучении, а в очень коротких курсах. Но не надо думать, что мы вырастим системного инженера или гейм-дизайнера из 55-летнего гуманитария. Боюсь, что этого не будет.

Это будут не высококвалифицированные специалисты

— Да. Но между обычными студентами и предпенсионерами есть люди 30, 35, 40 лет. В этом возрасте очень многие получают второе образование.

 

Культурный код

Без каких навыков сегодняшнему выпускнику не найти хорошей работы?

— Есть два универсальных требования, иногда их называют «компетенции XXI века». Первое — умение работать с большими массивами информации, быстро искать полезную информацию и обобщать ее. В противном случае тебе будут навязывать решения, которые выгодны не тебе, а другим.

Второе — коммуникация. Ты должен уметь говорить понятным для других языком и заинтересовать своим сообщением. Ты не будешь иметь успеха, если у тебя нет навыка презентации, культуры речи, логики изложения. Это очень часто опирается на широкую гуманитарную культуру. Я не верю, что человек будет успешен в коммуникации, если он не прочел «Войну и мир». Дети, которые мало читают в школе, не умеют выражать себя.

Образование — это не только постоянное формирование нового, это еще и передача наследия. Надо каждый день заново выбирать лучшее, но его ядро, культурный код нашей страны всё равно остается и формирует основы нашего успеха. Просто потому, что это наш «общий язык».

На что родителям нужно обязательно обратить внимание, чтобы ребенок был в дальнейшем успешным?

— Ребенок должен поверить в себя, найти зону, где то, что он делает, важно. Надо найти зону успеха. У нас образование очень хорошо ищет успешных детей в естественных науках, математике, искусстве и спорте. Это меньше 10% рынка труда. Мы не умеем искать и формировать таланты в технологиях, в коммуникационных областях жизни: управлении, журналистике.

Родителям надо обращать внимание на то, что талант ребенка может проявиться не в школьных предметах. Это может быть и резьба по дереву, уход за людьми. Это может быть деятельность, которая требует тщательности. Вот вам «окно успеха» для интравертов, «аутистов». Или навык формирования команд. Вот еще одно «окно» — для непосед.

Типичная ошибка родителей — считать, что успех только в знаниях. Посмотрите, в каких областях вашему ребенку хорошо.


Елена ЛОРИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *