Куда текут ручьи?

Куда текут ручьи?

Олега Черномаза

С каждым годом в Биробиджане после дождей появляется все больше  подтопленных улиц. Причина — отсутствие в городе системы ливневой канализации

Многие биробиджанцы с детства помнят, как после дождя вдоль дорог текли ручьи, по которым мальчишки с удовольствием пускали бумажные кораблики. Мало кто тогда сомневался, что дождевая вода с улиц нашего города попадает в конце концов в Биру. Со временем исчезли и ручьи, и кораблики. Вместо этого дорогу к дому или магазину все чаще стали преграждать небольшие озера, а мы стали дружно ругать коммунальные и дорожные  службы. Но оказывается, они далеко не всесильны — просто воде некуда уходить.

В каком состоянии сегодня ливневая канализация областного центра, пытались разобраться участники заседания областного экологического Совета.

Если верить информации начальника отдела водных ресурсов по ЕАО Любови Залевской, в Биробиджане предусмотрена сеть ливневой канализации на пяти участках. Но из них работают только три, сбрасывая сточные воды в Биру — в районе медицинского колледжа, возле ЦДТ и в районе улицы Советской.  Эта сеть находится на балансе мэрии, но не закреплена ни за какой организацией. В итоге никто сегодня не контролирует ни объем, ни качество сбрасываемых ливневых стоков, а это — прямое нарушение статьи 60 Водного кодекса РФ.

В результате проверок управления Росприроднадзора по ЕАО и последовавших за этим предписаний, актов и судов, мэрия Биробиджана уже четвертый год разрабатывает проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ. Последний раз проект представлялся на рассмотрение в управление водных ресурсов в начале прошлого года. В нем были выявлены замечания, в частности, отсутствие анализов сбрасываемой воды. Из мэрии тогда поступил ответ, что проведение таких анализов запланировано  только на следующий год.

Действительно, восстановление ливневой канализации Биробиджана  — дело непростое. Необходимо составить схему этих сетей, провести их инвентаризацию и передать на баланс обслуживающей организации, подсчитать нормативно-допустимые сбросы. А самое главное, если вода будет уходить в реку неочищенной, как сейчас, то штрафы за загрязнения природной среды составят около десяти миллионов рублей в год! Не проще ли вообще не сбрасывать грязную воду в Биру?

Именно об этом заявил присутствующий на заседании заместитель главы мэрии Сергей Солтус.  Строить ливневую канализацию муниципалитет сегодня просто не готов. По расчетам чиновников мэрии, разработка проектной документации, строительство, обслуживание и охрана очистных сооружений ливневых стоков составит более полумиллиарда рублей. Таких денег в городском бюджете нет. Если в ближайшее время Биробиджан не включится в федеральную программу по подобным видам деятельности, то в перспективе речь  пойдет о закрытии ливневых сбросов в реку. Отводить дождевую воду муниципальная власть станет с помощью локальных колодцев в грунт. Такой колодец уже сделан два года назад в микрорайоне Осенней у магазина «Арбат», а в прошлом году он появился на перекрестке улиц Миллера — Дзержинского.

Эту идею категорически отверг начальник отдела государственной   экологической экспертизы, экологического контроля и охраны окружающей среды управления природных ресурсов  правительства ЕАО Сергей Шихман. По его мнению, в ливневых стоках в больших количествах находятся нефтепродукты,  взвешенные вещества и тяжелые металлы. Все они с помощью локальных колодцев будут захоронены в городе и  никто не знает, как это потом скажется на здоровье жителей. Поэтому, прежде чем перейти к строительству таких колодцев, необходимо все детально обсудить со специалистами.

Делаются и попытки сохранить старую ливневую канализацию. Она прочищена по улице Октябрьской — от железнодорожного вокзала до улицы Пионерской. В ближайшее время  такая чистка ждет  перекресток улиц Чапаева-Дзержинского. Восстановить схему «ливневки» помогает сотрудникам мэрии один из старейших жителей Биробиджана Наум Осадчий. Но вода все равно застаивается на городских улицах, особенно после сильных дождей.

— Скорее всего причина подтоплений кроется в многочисленных обрушениях канализационных коммуникаций, — говорит Любовь Залевская. — Кроме того, асфальт у нас укладывают без учета  стока, — вот и стоят огромные лужи на дорогах и во дворах. Вопрос нужно решать глобально, и, прежде всего, надо обратиться к старой проектной документации по ливневой канализации, разработанной в прошлые годы. Конечно, многое с тех пор изменилось, но  исправить легче, чем начинать заново. А озвученная мэрией сумма в полмиллиарда рублей сегодня не подтверждена никакими расчетами. Нет ни схем, ни актов обследования, ни дефектных ведомостей.

В  рыночных условиях все предприятия нацелены на получение прибыли. Вот и городской водоканал обслуживает бытовую общегородскую канализацию только потому, что за нее платит население. За ливневую же канализацию население  платить не будет — вот и не находится  у нее хозяина.liv

А она, «ливневка», попадая в бытовую канализацию, перегружает ее и в случае наводнения может спровоцировать серьезную опасность. Нельзя забывать и о том, что очистные сооружения в областном центре так и не достроены, а Биробиджан стоит на болотистой местности. Значит, эта проблема несет еще и определенную скрытую угрозу для города. Но подойдут к ее решению, видимо, еще не скоро.

А как у соседей?

В Хабаровске общая протяженность коллекторов 118 километров. На центральных улицах города присутствуют все необходимые сооружения для отвода воды. Тем не менее периодически в краевом центре случаются сильные ливни, и ливневая канализация не справляется с потоками воды. Преимущественно такие участки сосредоточены в Южном округе города. Ежегодно на ремонт и сооружение таких объектов тратится порядка 15 миллионов рублей. Прокладываются коллекторы, делаются колодцы и сливные лотки. Сейчас в краевом центре начала работать программа комплексного развития систем жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2025 года. В ее рамках только на обслуживание сетей ливневой канализации финансирование выросло почти в два раза и составит около 30 миллионов рублей.

Во Владивостоке протяженность городской ливневой канализации составляет около трехсот километров. В настоящее время большая ее часть разрушена и находится в аварийном состоянии. В городе действует долгосрочная целевая программа по восстановлению ливневой системы, на которую в бюджетах разных уровней заложено почти девять миллиардов рублей. Однако куда их тратить, непонятно — нет достоверных схем и информации о состоянии городской ливневой канализации, так как длительное время инвентаризация системы не проводилась. В итоге по всему Владивостоку разрушается дорожная инфраструктура, подмываются грунтовыми водами фундаменты домов. Только на ремонт и восстановление дорожного полотна здесь ежегодно  расходуется порядка трехсот миллионов рублей. Строительство новых объектов тоже зачастую происходит без учета системы дождевого стока. Кроме того, во Владивостоке, так же, как и в Биробиджане, отсутствует структура, ответственная за эксплуатацию системы ливневой канализации.

В Благовещенске ливневая канализация постепенно обновляется. Однако совсем недавно, в конце июля, после прошедшего сильного дождя улицы города  вновь превратились в реки. За состояние «ливневки» здесь  отвечает предприятие МАУ «ДЭУ». По мнению его руководителя, причина в том, что имеющиеся в системе ливневой канализации трубы узки по диаметру и их нужно менять на более широкие. Эта работа сейчас проводится, насколько позволяет финансирование. Однако губернатор Амурской области поставил задачу решить вопрос кардинально. Возможно, будут созданы региональные программы, которые позволят заменить ливневую канализацию на более мощную.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *