Культурная мозаика

В эти октябрьские дни Биробиджан отметился несколькими культурными и литературными событиями, о которых рассказывает газета. В городском Дворце культуры прошел вечер-бенефис композитора  Роальда Васильева, в клубе «Мишпоха» отметили десятилетний юбилей ансамбля «Новый Вавилон», в театральной гостиной «У фонаря» засветился музыкант Валентин Ковтун, в Областной научной библиотеке им.Шолом-Алейхема вспоминали недавно ушедшую из жизни поэтессу Новеллу Матвееву и чествовали известного в городе и области деятеля культуры, пушкиниста Романа Файна.

Еврейская и комсомольская песня – в единстве

big56611img_1971На очередном заседании клуба «Мишпоха» при Еврейской культурной автономии Биробиджана отметили десятилетний юбилей творческого коллектива «Новый Вавилон» под руководством Сергея Корнилевского

Ярко, зажигательно звучали еврейские песни разных времен  в новой аранжировке местных музыкантов.

Ансамбль представляли Сергей Корнилевский, Татьяна  Конончук и Ольга Рубан. На протяжении десятилетия по разным причинам исполнители песен в коллективе менялись. Так, бывший участник «Нового Вавилона» Александр Белопашенцев стал солистом оперного театра в Красноярске.

Гости клуба посмотрели отрывки из передачи «Идишкайт», посвященной юбилею ансамбля.

Ведущий праздничного представления Сергей Корнилевский рассказал собравшимся, что «Новый Вавилон» вначале создавался при  театре «Когелет», которым в то время  руководил  Владимир Землянский. А потом, после смерти режиссера, творческому  коллективу пришлось вступать в самостоятельную  жизнь.

То, что ансамбль нашел своего зрителя, доказал и этот юбилейный вечер –  участники клуба горячо приветствовали выступление артистов, долго не смолкали аплодисменты.

Вторая часть вечера была посвящена предстоящему празднованию столетия ВЛКСМ. Начало чествования юбилея комсомола запущено в России в этом году. Оно прокатится по всем странам СНГ и завершится в октябре 2018 года. В Санкт-Петербурге в честь этого знаменательного события будут произведены салют и пушечные залпы.

Комсомольские песни на вечере исполняли участники ансамбля «Алэ инэйнэм»: Екатерина Палагина, Юлия Жебрак и Наум Ливант (руководитель музыкального коллектива). Мелодии далеких лет оказались близки поколению тех, кто пришел на этот вечер. На импровизированную сцену выходили члены клуба Валентина Ландман, Светлана Свинакова – вместе с Наумом Ливантом они пели песни своей незабытой юности. Некоторые были не прочь и  потанцевать, что создавало атмосферу непринужденности и единения.

Алла Акименко

Фото DVhab.ru

Сыграй, Валентин!

В театральной гостиной театра кукол «Кудесник» поздравили с юбилеем самобытного музыканта Валентина Ковтуна

Его называют человеком-праздником. Но чаще всего выступает он не на профессиональной сцене, а на свадебных и юбилейных торжествах, дарит свою музыку посетителям городского парка культуры и отдыха. А в село Найфельд приезжает для того, чтобы аккомпанировать здешнему коллективу художественной самодеятельности. Как это ни грустно, но не осталось в селе хороших баянистов и гармонистов, не стали звучать на сельских улицах эти любимые народом музыкальные инструменты.

А ему повезло – на баяне самоучкой играл отец, мать хорошо пела. Унаследовал музыкальность родителей и сын. Музыкальное образование получить Валентину не удалось, как и отец, он освоил баян самостоятельно, а заодно и саксофон. И настолько профессионально, что назвать ему самоучкой  язык не поворачивается.

В Биробиджан Валентин Ковтун приехал из Амурской области, здесь прожил большую часть  жизни. В его репертуаре – сотни песен. Особенно любит он песни советских композиторов, популярные в годы его молодости. Чаще всего именно их поют на юбилейных вечерах.

Звучали песни и в этот раз – в честь самого музыканта. Поздравить Валентина пришли и приехали друзья, поклонники его таланта. Были в числе гостей и члены вокальной группы из села Найфельд, которые привезли подарок своему аккомпаниатору и исполнили в его честь песню.

Два часа продолжался вечер. Не раз за это время юбиляр брал в руки то баян, то саксофон. А его все просили и просили: «Сыграй, Валентин!».

Ирина Сергеева    

Ключик к счастью, или Объяснение в любви

big55490img_6388В городском Дворце культуры прошел  творческий вечер-бенефис биробиджанского  композитора Роальда  Васильева, приуроченный   к его 85-летнему  юбилею

Признаться, поначалу я думала, что сие мероприятие будет  очерчено  строгими рамками юбилея маэстро – в  программе значились официальные речи официальных лиц с поздравлениями, награждениями и подарками. Были и речи, и лица, их говорившие, но на официоз они никак не тянули.

А  в самом начале бенефиса под знакомые мелодии песни «Люблю тебя, Биробиджан» на экране возник город – и современный, с улицами новых домов, и старый  – с двухэтажными деревянными постройками.  Именно таким увидел Биробиджан молодой музыкант, сибиряк от рождения Роальд  Васильев, когда приехал сюда в 1958 году жить и работать.

Так почти шестьдесят лет назад наш город обрел талантливого  творческого  человека, влюбил его в себя и никуда больше не  отпустил.

– Я много взял у Биробиджана, много отдал ему, разбрасывал  камни. А вот теперь их собираю – так выразил маэстро свое  отношение  к городу, где прошла вся его творческая жизнь, где он создал свои лучшие произведения, где встретил свою любовь и где выросли дети и внуки. И не случайно свой вечер-бенефис, как и одну из своих книг, композитор назвал «Ключик к счастью» – этим ключиком стал для него Биробиджан.

Роальд Васильев в долгие воспоминания вдаваться не стал, но вспомнил,  как вместе с артистами областной филармонии объездил  каждый уголок области, где рождались многие его песни и стихи, посвященные родному краю. А всего за свою жизнь маэстро создал…  Когда ведущая спросила, наберется ли в его творческом багаже три сотни собственных песен,  юбиляр с гордостью уточнил: «Триста одна».

И вот она, официально-торжественная часть. На сцену выходитвице-губернатор области Алексей Куренков, подходит к креслу, где с почетом восседает  маэстро, жмет ему руку и с явным волнением пытается подобрать нужные и уместные слова поздравления. Получилось очень трогательно, а  рассказанный высоким чиновником  анекдот в тему вызвал заметное оживление.

А потом Роальду Леонидовичу пришлось встать, чтобы получить из рук вице-губернатора одну из самых высоких наград области –  Почетный знак отличия «За заслуги перед ЕАО».

Поздравил маэстро и мэр Биробиджана Евгений Коростелев, тоже с волнением подбирая подходящие, не шаблонные слова.

Зачитала ведущая и поздравления, пришедшие из далекого Израиля. Одно из них прислал поэт и журналист Леонид  Школьник, творческий союз с которым у Роальда Васильева был  плодотворным, он писал музыку к  его стихам.

Поздравляли маэстро его бывшие ученики, выходили на сцену  почитатели его таланта. И та часть сцены, где восседал герой этого вечера, напоминала большой цветник.

Главными же героями бенефиса, если не считать самого   композитора, стали его песни. Конечно, прослушать все три с лишним сотни  творческих детищ Роальда Васильева было нереально, поэтому прозвучали самые лучшие из них.

Народный ансамбль скрипачей (солистка Любовь Лейкина) исполнил грустно-щемящую «Мой адрес – Биробиджан», написанную в девяностые годы, когда начался массовый отъезд биробиджанцев в Израиль и родные со слезами прощались на вокзале друг с другом.

С детской непосредственностью и взрослым профессионализмом  выступили с песнями Роальда Васильева ансамбли «Иланот», «Агада», «Винил». Казачий народный хор напомнил давнюю песню композитора «Ветры-лиходеи», солистка Владлена Логунова проникновенно спела самую лирическую и глубоко личную песню маэстро «Ночь и звезды». Буквально до слез тронула и автора, и зрителей исполненная Евгением Конопаткиным песня «Две белых розы» на стихи поэта Исаака Бронфмана, посвященная памяти погибших в фашистском гетто сестер поэта. А  в годы другой войны чеченской – композитор сам написал слова к своей песне «Баллада о сыне» – о мальчишках, которых не дождались домой матери. Исполнила эту песню Евгения Шутова.

Одна из песен композитора – «Над тайгой заря занимается» – была долгое время неофициальным гимном Хабаровского края. Песня была записана на грампластинку фирмы «Мелодия», а исполнила ее для записи хабаровская певица Анна Клепалова. Она приехала из Хабаровска поздравить маэстро и в  подарок исполнила одну из его любимых песен «Голубая земля».

Поздравили композитора и родные: он отец трех дочерей, дедушка шести внуков и прадед двух правнучек. Одна из правнучек Тася Грачева преподнесла прадедушке творческий подарок  – песню «Кораблик».

И снова – гимн родному городу, который композитор, по его признанию, полюбил с первого взгляда: «Вышел на площадь вокзала, прошелся мимо маленького фонтанчика, дошел до какого-то магазинчика и вдруг слышу незнакомую речь. Так и познакомился в первый же день с идишем, а потом с таким удовольствием слушал его. Жалко, что сейчас он на улице почти не звучит».

Полвека назад родилась песня «Люблю  тебя, Биробиджан», а одной из лучших ее исполнительниц стала Людмила Тромса. Спела она ее и в этот раз, а зал дружно подхватывал припев.

Но это был еще не финал. Зрители  попросили, чтобы прозвучала и песня «Я живу в Биробиджане». Маэстро пообещал сам исполнить ее, а в качестве группы поддержки на сцену вышли автор слов  песни Наум Ливант и певец Евгений Конопаткин. Поддержал исполнителей и зал, да так дружно, будто огромный многоголосый хор разом оказался в  зале Дворца культуры. Последний куплет песни звучал на идише.

Бенефис закончился, но народ не торопился расходиться. Остался на своем почетном месте и юбиляр – принимал рукопожатия и цветы, раздавал автографы, шутил. И как будто не было прожитых лет, почтенного возраста – он снова  вышел на площадь биробиджанского вокзала, как в том далеком 1958 году.

Ирина Шолман

Фото DVhab.ru

Негромкий сильный голос

2561656Память  недавно ушедшей из жизни поэтессы Новеллы Матвеевой  почтили члены клуба «Живая книга»

В прошедшую советскую эпоху разные бывали поэты. Ораторы, идейные вдохновители, «рупоры эпохи». Поэты большие и малые. Как правило, о больших поэтах  узнавали еще в школе, со страниц учебников по литературе. Поэты рангом поменьше иногда появлялись на страницах литературных журналов и коллективных сборников.

В случае Новеллы Матвеевой все обстояло иначе. Ее стихов не найти ни в одном учебнике, однако с шестидесятых годов их знало не одно поколение.  Второй месяц как Новеллы Матвеевой нет с нами. Она ушла на 82-м году жизни, оставив нам богатейшее наследие своих прекрасных искренних песен и ярких, запоминающихся неординарными образами стихов. Из бардов шестидесятых Новелла Матвеева и в поэзии, и в жизни была, наверное, самым романтичным поэтом.

Родилась поэтесса в 1934 году. Такое необычное имя дал дочери отец-географ и исследователь Дальнего Востока Николай Матвеев-Бодрый. Мать Новеллы тоже писала стихи и была певицей. Уже в девять лет маленькая Новелла писала чудесные для своего возраста стихотворения.

Детство Новелла Матвеева провела в бедности и лишениях. Вот ее воспоминания о том тяжелом времени «Во время войны я слепла – авитаминоз так подействовал. Отец устроил меня в военный госпиталь, где сам работал. Он считал это единственным «злоупотреблением» в своей жизни. Оно меня и спасло. Там мне давали сырую морковь, и глаза настолько открылись, что я прочитала в госпитале «Жизнь на Миссисипи» и «Гекльберри Финна», перечитала «Тома Сойера»…

Из-за болезни Новелла не смогла продолжить учебу в школе, оставшись с четырехклассным образованием. Но ее мать, превосходно знавшая литературу, историю, искусство, в домашних условиях дала дочери блестящие знания.

Первооткрывателем творчества Новеллы Матвеевой стал калмыцкий поэт Давид Кугультинов. Обучаясь на литературных курсах в Москве, узнал летом 1959 года о том, что в Московской области живет девушка, которая пишет интересные стихи. Давиду удалось разыскать семью Матвеевых, он уговорил Новеллу дать ему пару тетрадок со стихами, чтобы попытаться их издать. Вначале Кугультинова в Москве постигла неудача: никто не захотел публиковать стихи незнакомой юной поэтессы. Но когда стихи Новеллы прочитали в ЦК ВЛКСМ и в редакции «Комсомольской правды», свершилось открытие нового яркого и совершенно не похожего ни на кого поэта  для советских читателей. 1 ноября 1959 года в «Комсомольской правде» опубликовали целую подборку стихов Новеллы Матвеевой. На следующее утро она проснулась знаменитостью и звездой нашей поэзии.

В 1960-е и 1970-е поэтесса,  певшая свои песни под гитару, стала безо всякого преувеличения любимицей тысяч людей. Ее песни постоянно передавали по радио — и можно сказать, что именно Матвеева создала то, что сейчас выросшие в СССР люди вспоминают как дух шестидесятых…

Одна из самых ее проникновенных и известных песен – песня о верности, нежности и любви «Девушка из харчевни». Так вышло, что мотив этой песни заимствован из староанглийской баллады «Зеленые рукава». Но как гармонично  и выразительно легли на эту музыку слова русской поэтессы:

Любви моей ты боялся зря —

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

 

И если ты уходил к другой,

Иль просто был неизвестно где,

Мне было довольно того, что твой

Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,

Ты умчался, новой судьбы ища,

Мне было довольно того, что гвоздь

Остался после плаща.

 

Теченье дней, шелестенье лет,

Туман, ветер и дождь.

А в доме события — страшнее нет:

Из стенки вынули гвоздь.

 

Туман, и ветер, и шум дождя,

Теченье дней, шелестенье лет,

Мне было довольно, что от гвоздя

Остался маленький след.

 

Когда же и след от гвоздя исчез

Под кистью старого маляра,

Мне было довольно того, что след

Гвоздя был виден вчера.

 

Любви моей ты боялся зря.

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

 

И в теплом ветре ловить опять

То скрипок плач, то литавров медь…

А что я с этого буду иметь,

Того тебе не понять.

В 1998 году Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии, в 2002 году – Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Она писала стихи до последних дней –  только эти стихи, увы, не все замечали. Дело в том, что события последних десятилетий – распад СССР и последующий за этим курс на «волчий капитализм» не умевшая лгать поэтесса восприняла как личную и всенародную трагедию, о чем открыто говорила в строках своих стихотворений. С середины девяностых и до последнего времени у нас на Дальнем Востоке с Новеллой Матвеевой, жившей в Москве, сотрудничал литературный альманах «Рубеж» (Владивосток), публикуя ее современные и злободневные стихи.

Памяти  знаменитой поэтессы было посвящено очередное заседание клуба «Живая книга» при Областной научной библиотеке.  После рассказа о непростой судьбе и творчестве Новеллы Матвеевой звучали ее проникновенные стихи и песни, не оставившие  никого равнодушным.

Виталий Бурик

Не жизнь, а целый Роман

img_1011Добрая традиция – чествовать именинников – продолжилась и  на недавнем заседании клуба «Живая книга». В этот раз  поздравления принимал известный в Биробиджане деятель культуры, пушкинист Роман Файн

Роман Борисович – человек с неиссякаемым чувством юмора. Вот и  о фактах своей  биографии  он поведал с доброй иронией.

– Я могу считать себя представителем четырех народов. Отец мой – уроженец Белоруссии, мать – Украины, я же родился в Биробиджане, то есть в России. Ну и еврейские корни никуда не денешь.

Отец Романа  отлично знал идиш, но и по-русски говорил без акцента. Был начитан, и хоть своей библиотеки в семье не имелось, книги в доме не переводились. Доброй семейной традицией стали вечерние чтения – все усаживались за столом вокруг лампы, главным чтецом был отец.

– Читать я благодаря родителям научился рано. Когда пошел в первый класс, меня записали в Областную библиотеку. И вот прихожу, библиотекарь выдает мне книгу – большую, красивую, с крупными яркими иллюстрациями. А текста там было всего ничего, и пока я шел домой, по дороге всю книгу прочитал. Решил вернуться и взять другую. Никогда не забуду, как накричала на меня библиотекарь, не поверила она, что я прочитал книгу  так быстро.

Детство Романа Файна пришлось не на самое лучшее время – война, потом голодные послевоенные годы.

– Но Биробиджан, можно сказать, уберег нашу семью от уничтожения – только по линии отца в Белоруссии погибло больше двадцати наших близких родственников.

Ему пришлось учиться в трех городских школах.

– Начиналось мое обучение в первой, продолжилось во второй, когда школы поделили на женские и мужские. Ближе к старшим классам снова воссоединили и нас, мальчишек, подкинули в девятую школу, к девочкам. Они поначалу приняли нас чуть ли не в штыки, а потом… У нас был такой класс, которым я всю жизнь горжусь – почти все закончили вузы, многие стали известными людьми, а Рая Малиновская избиралась депутатом Верховного Совета СССР.

Получить высшее образование было и мечтой Романа. Но и первая, и вторая попытка поступить в Хабаровский пединститут закончилась неудачей – недобрал одного балла.

– Что делать – пошел работать на завод силовых трансформаторов. Даже бригадиром стал. И вот попадается мне в руки газета с заметкой, что в Улан-Удэ открывается библиотечный институт. Да ведь именно о такой профессии я мечтал! Рванул туда, а мне от ворот поворот дают – набор закончен. Я на поклон к ректору – примите, обещаю хорошо учиться. Поверил. Так я стал студентом, а наш выпуск дипломированных специалистов библиотечного дела был в институте первым. А какие преподаватели нас учили! Приезжали даже профессора из Ленинграда лекции читать!

Все свои полученные знания Роман Борисович многие годы щедро отдавал – преподавал библиотечное дело в культпросветучилище,  колледже культуры. Большинство библиотекарей области – его ученики.

О Пушкинском клубе – детище Романа Файна – писали много. По инициативе клуба и его руководителя проводятся литературные встречи, были изданы сборник стихов биробиджанских поэтов «Мой Пушкин», календарь пушкинских произведений.

А еще Роман Борисович пишет неплохие стихи. Некоторые из них были положены на музыку композитором Роальдом  Васильевым, эти песни также прозвучали на творческой встрече.

В этот день члены клуба смогли  побывать в двух крайних точках нашей бескрайней страны – Магадане и Калининграде. Вернее, побывал там известный биробиджанский фотохудожник Ефим Вепринский, а присутствующие с удовольствием насладились суровыми северными видами  столицы Колымы и сохранившейся готической архитектурой бывшего немецкого города Кенигсберга, ставшего после войны советским городом Калининградом.

Ирина Шолохова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *