Л. Павлова: Каждый делится тем, что у него есть

Депутат Законодательного Собрания ЕАО Любовь Павлова ответила на вопросы журналиста о проблемах образования, об исполнении социально направленных законов и депутатской этике. Интервью было дано в эфире телеканала «СТС-Биробиджан»

— Вы на депутатской работе уже 15 лет. Сначала были депутатом муниципального уровня (Биробиджанского района),  два созыва — в Заксобрании области. Что-то изменилось в деятельности народного представителя за эти годы?

— Конечно. Прежде всего, деятельность представительного органа и законодателей, считаю, стала более открытой. И на муниципальном уровне принимались какие-то решения, постановления, они обсуждались довольно серьёзно. А после они публиковались, и людей ставили перед фактом — вот такое решение, так вам теперь жить и работать. Даже в Собрании прошлого созыва действовали только две фракции политических партий. Сейчас — четыре. Все фракции представлены в парламентских комитетах. Будущие решения обсужжаются в различных советах — консультативном, общественном, непарламентских партий. Особо важные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Важным считаю участие депутатов в так называемом правительственном часе. Это новая форма взаимодействия с исполнительной властью. Депутатам предоставляется возможность проследить ход исполнения проектов, программ, использования бюджетных денег… 

Ещё, на мой взгляд, сильно изменилась работа над законом о бюджете ЕАО. Он всегда принимался нелегко, но сейчас эта процедура стала куда более демократичной: и публичные слушания по проекту устраиваются, и действует согласительная комиссия. В обсуждении главного финансового документа области могут принять участие и политические партии, не представленные в региональном парламенте. 

— Вам не хотелось бы работать в областном парламенте на постоянной основе? Вы уже столько лет совмещаете депутатскую деятельность с должностью директора школы села Птичник…

— Я знаю, что многие мои коллеги-депутаты и в законодательном органе, и в представительных органах муниципальных образований ставят знак равенства между деятельностью депутата и своей постоянной работой, не делят их. Я, честно говоря, делю. Думаю, что я в большей степени педагог. 

— Понятно, что вопросы образования Вам ближе по теме, по духу. Есть в этой сфере вопросы, проблемы, которые требуют именно законодательного регулирования на региональном, государственном уровне?

— Было бы абсурдным, если бы я сказала, что меня больше интересуют другие вопросы, чем в сфере регулирования правоотношений в образовании. Если говорить о федеральных законах, то, возможно, я выскажу спорные вещи. Но, во-первых, анализируя базовый закон «Об образовании в РФ», я пришла к выводу, что не следует давать школам право самим создавать образовательные программы. Должен быть их единый федеральный перечень, одобренный экспертами. А свобода будет выражаться в том, что школа сама выберет из этого перечня программу. Причем к каждой программе должны прикрепляться базовые учебники, опять-таки утвержденные и с возможностью их выбора из перечня.  Именно эта мера сохранит единое образовательное пространство и освободит от лишней работы учителей. 

Второе, я думаю, необходимо принять какие-то комплексные меры об оптимизации и дебюрократизации системы отчётности с сфере образования. Должен быть единый подход и к формированию нормативов финансирования образования во всех субъектах Федерации. Тогда это освободит нас от необходимости экономить на внеурочной деятельности. 

На региональном уровне, вероятно, стоит законодательно закрепить порядок формирования и утверждения государственной властью субъекта и органами местного самоуправления перечня платных услуг, которые могли бы оказывать бюджетные и автономные учреждения в пределах государственного или муниципального задания. Потому что нам сегодня такое право дано, но вот как его реализовать? Всегда возникает множество вопросов.

— Но какие-то «образовательные» законопроекты уже удалось реализовать в ЕАО?

— Конечно. Закон «Об образовании в ЕАО», принятый в марте 2014 года, предоставил нам много возможностей. Например, он узаконил право родителей, имеющих педагогическое образование, осуществлять обучение детей-инвалидов на дому и при этом получать заработную плату. Среди детей школьного возраста таких пока нет, но родители шести дошкольников уже воспользовались таким правом. Для поддержки одарённых детей учреждены особые медали за успехи в учении и активную жизненную позицию. В этом году 44 выпускника получили такие награды. Кроме того, законодательно закреплены социальные льготы и гарантии педагогам, живущим в сельской местности, также была увеличена заработная плата работникам дошкольного образования. А предоставленная им возможность в первую очередь устраивать своих детей в детский сад при условии, что мама будет в нем работать, отчасти позволила решить и кадровую проблему в дошкольном образовании. 

— Ваш интерес к сфере образования понятен. Но Вы же ещё и соавтор многих социальных проектов. Но таковых в последние год-два становится всё меньше и меньше, особенно когда они требуют определённых затрат бюджета…

— Сказать, что мы сделали всё возможное и потому стали принимать меньше подобных законов, — это будет, мягко говоря, лукавством. Но ни для кого также не секрет, что областной бюджет очень сложный. И если, не считаясь с реальностью, продолжать работу в этом направлении, то можно скатиться на путь популизма и напринимать законов, которые просто-напросто не будут обеспечены финансово, то есть попросту не будут работать. Зачем это? Сейчас важнее сохранить то, что мы уже имеем. И если говорить о каком-то совершенствовании, то, вероятно, можно пойти по пути адресного оказания социальной помощи. Хотя, возможно, коллеги увидят и другие пути решения этой задачи. 

— В Законодательном Собрании этого созыва Вы возглавили комитет по связям со СМИ, регламенту и депутатской этике. Скажите, часто приходится разбирать вопросы о неэтичном поведении депутатов?

— Всё-таки не часто, хотя такие случаи у нас имеются. И я довольна, что их относительно немного. Депутат тоже человек, но он должен быть человеком высокой культуры, которая, прежде всего, выражается в его отношении к Закону, к принятым нормам и правилам и в уважении к людям, в том числе к коллегам-депутатам. Если кто-то думает иначе, то такого человека следует пожалеть. Потому что мы знаем: каждый из нас делится тем, что у него есть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *