Л. Павлова: «Наши золотые медалисты после вузов и дипломы получают красные»

Л. Павлова: «Наши золотые медалисты после вузов и дипломы получают красные»

Области нужны новые школы, но средства на их постройку — проблема, трудно решаемая, считает депутат Заксобрания ЕАО

Несколько лет  система образования России испытывает то «модернизацию», то «оптимизацию», то  в экспериментальном порядке (неминуемо переходящем в обязательный компонент) в школах вводятся новые предметные курсы. Но не ждёт ли школы очередное сокращение финансирования? Рискнут ли в ЕАО очередной раз «оптимизировать» сельские школы из-за напряжённости регионального бюджета? 

На эти и другие вопросы отвечает директор Птичнинской средней школы, депутат Законодательного Собрания ЕАО, председатель комитета по регламенту областного парламента Любовь Павлова.

— Любовь Алексеевна, Вы – депутат и действующий педагог. Не боитесь, что так активно шедшая модернизация материально-технической базы школ в ближайшие годы может быть свёрнута из-за трудностей финансирования? 

— Если даже учитывать возникшие трудности финансирования, то, надеюсь, пусть и не так активно, но модернизация в системе образования будет продолжаться.  Но сказать однозначно, что всё  будет финансироваться в прежних объёмах,   не могу. Это будет зависеть от наполняемости бюджетов области и муниципалитетов. Поэтому и замена  изнашиваемой материально-технической базы, вероятно, будет происходить постепенно. Какое-то время мы сможем потерпеть — сейчас в основном всё новое, тем более в нашей Птичнинской школе, построенной менее десяти лет назад. 

Модернизация образования не сводится только к материально-технической базе. И президент России сказал, что для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий — важна ещё и профессионально мотивированная работа учителя, прорывные технологии, возможность творческого развития для учителей и для учеников, занятий спортом, получения дополнительного образования. Чтобы выполнить эти задачи, учителям нужно научиться работать по-новому, а самое главное — по-настоящему этого захотеть. Вот на чём мы сейчас  должны сосредоточить свои усилия. В этом, на мой взгляд, новый вектор модернизации образования.

Думаю, что непременно модернизация системы общего образования будет продолжаться и в виде создания новых мест в школах через постройку новых зданий, где-то — реконструкции старых. Количество детей, поступающих в школы области, увеличивается — подрастает более многочисленное, нежели предыдущее, поколение. В нашей школе в этом учебном году пришлось открыть дополнительный первый класс.   А ведь не снята задача организации обучения детей в одну смену — мы пока учим в две. Рост количества школьников — это радостная причина для постройки новых школ. Грустная же причина в том, что многие эксплуатируемые здания физически и морально устарели. Государственная программа на 2016-2025 годы предусматривает эту работу. 

— Еврейскую автономную область эта программа затрагивает?

— От нас тоже подана заявка на участие в программе. Планируется за эти годы построить школу в Биробиджане на 1320 учеников, в Облучье,  в Николаевке. Бывший сельскохозяйственный техникум в Бабстово, переехавший в райцентр Ленинское, будет перестроен под школу. Появится пристройка к действующей школе в Валдгейме. 

— А какова, так сказать, цена вопроса? Сможет ЕАО с нынешним бюджетом участвовать в софинансировании этих объектов?

— Там изначально предусмотрен такой механизм, что субъект Федерации обязан сначала построить необходимые ему школы, а потом получить за них деньги. Но всё это потребует сотен миллионов рублей, а бюджет дефицитен и госдолг растёт… Вопрос этот трудно решаемый. Но область в лице губернатора и правительства заинтересована в его разрешении. Они обращаются в правительство РФ с предложением изменить механизм подхода к этим вопросам: необходимы целевые деньги, выделяемые дотационным регионам поэтапно. Тогда выполнение программы реалистично. 

— Извечен, кажется, кадровый вопрос в школах. В педколлективах сегодня  достаточно молодых учителей, способных быстро  усваивать новые технологии, перестраиваться под изменяющиеся требования?

— Старение педагогических кадров происходит, и не вчера оно началось. Равновесия в молодых и «ветеранских» кадрах пока достичь не удалось. Но молодые специалисты после вузов сегодня в школы области пошли активней, в том числе в сельские. Наша школа в селе Птичник удобна ученикам и учителям тем, что расположена на границе двух муниципальных образований — Биробиджанского района и областного центра — Биробиджана. У нас и сельские, и городские дети в классах, учителя с районной и с городской пропиской. С транспортом очень удобно — мы на центральной областной трассе. Это не совсем типичное положение, но оно снимает ряд проблем, от которых хотели бы избавиться и другие сельские школы. 

Что касается Биробиджанского района в целом, то сегодня, насколько я знаю, у нас не хватает всего двух учителей-предметников: учителя русского языка и литературы в Дубовом и учителя биологии в Надеждинском. 

— Тогда следующий вопрос — о возможности получения качественного школьного образования в сельских школах. Например, какой процент выпускников сельских школ оканчивает одиннадцать классов и поступает в вузы? 

— Те наши ученики, которые пошли в десятый-одиннадцатый классы, все их оканчивают, школу не бросают. Но сейчас появилась категория детей, которые заканчивают школу со справкой: программу они полностью прошли, но они не сдали ЕГЭ. Например, в прошлом учебном году  в Биробиджанском районе оказалось семь таких ребят, а в предыдущем таких случаев не было. Те, кому «не повезло», воспользовались правом пересдачи экзаменов осенью. В итоге по району в вузы поступают 47 процентов выпускников школ, из нашей — Птичнинской — школы — до 60-70 процентов. 

Считаю, что это не показатель для школы — мы даже нигде его не учитываем. Почему? Да потому, что если   у кого-то и не хватило баллов для поступления на бюджетное место, то он может учиться в том же вузе платно. Гораздо важнее, как затем успешно поступившие учатся в университете. Вот это я считаю важным показателем педагогической работы в целом. Во всяком случае, все наши школьные медалисты окончили вузы с красными дипломами. Это значит, мы не ошиблись в оценке их знаний, их стремления к знаниям! И не менее приятно мне было как-то встретить одного своего бывшего ученика, успехами отнюдь не блиставшего, в… самолёте во время поездки. Оказалось, учится  в престижном вузе работе на воздушных судах. И учится очень хорошо! Выходит, правильно твердят учителя в школе о важности найти себе дело по душе! 

— Но спустимся с высот небесных опять к делам земным. Нет ли где сейчас планов очередной раз «оптимизировать» мелкие школы ЕАО из-за напряжённости регионального бюджета? Как на подобное предложение могут отреагировать ваши коллеги-депутаты?

— Я считаю, что школа должна быть крупной. Потому что именно в ней больше возможностей для того, чтобы создать каждому ребёнку его индивидуальный образовательный маршрут, сформировать разные профили образования, расширить внеклассную деятельность, предоставить более широкие возможности получения дополнительного образования. Крупная школа, на мой взгляд, способна дать более качественное образование. Хотя и могут быть исключения. Поэтому пока мы стараемся сохранять все имеющиеся школы. Причины для этого разные. Например, самая маленькая школа в области — в селе Опытное Поле. Там всего три ученика! Но она находится под одной крышей с детским садом. Закрой одну часть этого своеобразного образовательного заведения — покажется слишком малой и «ненужной» и другая половинка. И что — детям не будет места в родном селе? Я член областной аккредитационной комиссии, изучающей подобные вопросы. Заключение комиссии: эта микро-школа соответствует всем требованиям, предъявляемым  к начальной школе! Учитель — она же директор — имеет соответствующее образование, регулярно повышает свою квалификацию, она собрала, создала всю нормативную  базу, даёт нормальные знания детям. И мы подумали — к чему постоянно возить этих маленьких детей в школу в соседний Бирофельд? Там изрядное расстояние — 12 километров. Это тяжело для детей, тем более зимой. Главная цель объединения школ не в физическом их укрупнении, а чтобы они давали детям необходимые знания. Думаю, что большинство моих коллег-депутатов присоединились бы к моему убеждению, что прежде, чем оптимизировать мелкие школы, необходимо оценить все последствия. Мы уже имели в 90-е подобный «опыт» — закрывали детские сады, передавали их под различные учреждения под предлогом, что «детей нет, денег нет».  Потом «вдруг» детей стало намного больше, а вот денег построить детсады взамен ликвидированных до сих пор не появилось. 

— Пару лет назад много шума наделал законопроект о бесплатном обучении в школах только по неким «обязательным» предметам. А «дополнительные», мол, пусть оплачивают как «услугу» родители. Если подобный законопроект для сокращения госрасходов вновь будет выдвинут какими-то политическими силами, рискнут ли депутаты парламента Еврейской автономной области настоять на полной компенсации таких расходов из регионального бюджета?

— Вот этого нужно не допускать просто-напросто! В нашем парламенте как-то возникала идея выйти с инициативой в Государственную Думу РФ по платным учебникам. Я, например, категорически выступила против, потому что считаю это неправильным. В России не перешли к единым образцам учебников для всех регионов, для всех школ. Право выбора учебников остаётся за школами. И стоит семье куда-то переехать или ребёнку в другую школу перейти — покупать всё заново? При нынешних ценах на учебные пособия для многих семей это окажется финансовым ударом. В итоге эту идею даже не передавали в Госдуму. В подобных случаях насколько возможно протестовать — я буду это делать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *