Легких путей в искусстве не бывает

Легких путей в искусстве не бывает

Фото автора

Денис Шмыров мог бы сделать карьеру чиновника, имея рекомендацию губернатора Приморского края Евгения Наздратенко. Но душа юноши из Находки рвалась к иному — он поступил в Хабаровский государственный институт культуры, стал режиссером и связал свою судьбу с Биробиджаном.

Накануне Международного дня театра я встретился с заместителем директора по художественной части Биробиджанской областной филармонии Денисом Шмыровым, чтобы узнать о планах творческого коллектива. Но  разговор вышел за рамки «сценария», о чем никто из читателей «БЗ», надеюсь, не пожалеет…

— Денис Николаевич, многим биробиджанцам полюбился проект «Филармония — детям», открывший немало интересного широкой публике. Будет ли он продолжаться?

— Действительно, в этом году интересный проект, реализованный благодаря целевому гранту, мы будем продолжать своими силами — уже без поддержки Минкультуры. Но этим мы не ограничимся, конечно. По-прежнему будет действовать «Детский абонемент», направленный на расширение кругозора подрастающего поколения. 14 апреля будет показана новая программа — к 80-летию Эдуарда Успенского. Как показала практика, демонстрация художественного материала через его театрализацию — очень выигрышная позиция. Сюжетная линия захватывает зрителей, они становятся полно­правными участниками происходящего на сцене. Возможно, для современного поколения классическая форма подачи материала потеряла актуальность. Время идет — нужно двигаться. В Москве, кстати, часто к этому обращаются. Например, выступает оркестр народных инструментов. Они берут за основу какую-то сказку, текст которой, допустим, читает заслуженный артист Российской Федерации Сергей Безруков. Так — новыми средствами — пропагандируется классическая, академическая музыка. Это наша главная задача.

— Многим запомнилась яркая постановка творческого коллектива областной филармонии «Товарищ песня», посвященная подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Как появилась идея такой программы?

— История эта началась в 2014 году, когда мы подготовили концертную программу «Песни военных лет», куда вставили театрализованные кусочки. Но общей канвы не было. После этого мы сделали программу «Мы из будущего», которую показали на фестивале во Владивостоке, и стали дипломантами третьей степени. Затем мы провели несколько концертов, посвященных 70-летию Великой Победы. Логическим продолжением проделанной работы стала программа «Товарищ песня». Кстати, для наших программ о Великой Отечественной войне нам пошили в столичной мастерской костюмы, которые являются точной копией формы советских военнослужащих образца 1941 года.

— Концертный зал областной филармонии продолжает оставаться одним из самых востребованных в ЕАО. Регулярно здесь выступают звезды российской эстрады, известные хореографические и театральные коллективы…

— Это так. Уже третий год подряд наш регион включается в федеральную программу «Большие гастроли». Это великолепная программа, которая поддерживается Президентом Российской Федерации, Министерством культуры. Благодаря этой программе любой житель Еврейской автономии, не выезжая за пределы области, имеет возможность посмотреть спектакли ведущих театров нашей страны. В частности, у нас побывал с гастролями Российский театр драмы имени Федора Волкова (из города Ярославля), в прошлом году нас посетил Российский молодежный академический театр. Замечательные были показаны спектакли с богатым реквизитом и полным актерским составом! В этом году к нам должен был приехать Театр современной пьесы, но в плане логистики появились сложности. Скорее всего, к нам приедет театр Александра Калягина. Сейчас эти вопросы решаются. Ориентировочно это культурное событие произойдет летом.

— Кто-то считает, что в эпоху Интернета и цифровых технологий театр, в его классическом понимании, потерял актуальность. Ваше мнение?

— Не согласен! Помните, как поется в песне? «Театр — не мода, вечен всегда». Преимущество спектакля — события разворачиваются здесь и сейчас. В записи нет той энергетики, которая исходит от реального сценического действа. Передать многие нюансы актерской игры через экран не получается — нет присутствия, сопричастности, соучастия. Согласны?

— В этом году на сцене областной филармонии пройдет немало антрепризных спектаклей, будет показана оперетта «Летучая мышь». Театралов ждут яркие встречи с живым искусством. А что происходит в местной театральной жизни?

— Происходит также немало интересного. Так, например, недавно в филармонии с успехом прошла премьера музыкального спектакля «Остров сокровищ», который поставил молодежный театр-студия «Образ». Руководителем этого коллектива, которому в этом году исполнится 13 лет, являюсь я. В настоящее время нас — 24 человека, практически все имеют театральное образование, профессиональные навыки. Недавно мы начали работу над постановкой «В стране невыученных уроков», которую планируем показать на сцене первого сентября — на День знаний. Это будет интересно для всех школьников.

— А для взрослых зрителей готовятся творческие сюрпризы?

— В этом году, ко Дню памяти жертв политических репрессий, мы будем делать публичное чтение произведения «Крохотки» Александра Солженицына. Это будет своеобразный спектакль-квест, где зрителям не просто нужно будет сидеть в зале, а быть участником — ходить, может, даже где-то бегать. Премьера состоится 30 октября. И, конечно, мы хотим воплотить в жизнь просьбу светлого человека, который, к сожалению, покинул уже этот мир, — бывшего руководителя биробиджанского театра «Когелет» Владимира Землянского. Классическим произведением, который мы поставим выполняя просьбу нашего известного земляка, станет «Ревизор» Николая Гоголя.

— Это актуально во все времена! А как вы попали в мир искусства, Денис Николаевич?

— С миром театра я соприкоснулся в возрасте трех лет — в родном городе Находка. Тогда было очень развито такое движение, как агитбригады. Родители участвовали в художественной самодеятельности, и я сызмальства оказался вовлеченным в это движение. Может, это и повлияло на то, что я связал свою жизнь с театром, с режиссурой массовых праздников, хотя я и не планировал этого, когда окончил школу. В 1998 году я приехал в Хабаровск, чтобы поступить в Дальневосточную академию государственной службы. У меня было целевое направление от Приморского края, рекомендация от губернатора Евгения Наздратенко. Планировалось, что я получу высшее образование и вернусь назад — помогать в управлении Приморским краем. В Хабаровске я жил у бабушки. Включаю как-то вечером телевизор, а там — бегущая строка «Хабаровский институт культуры впервые набирает режиссеров телевидения и радио». Ого! Телевидение и радио! Это же Первый канал, это Эрнст, это куча возможностей! Я загорелся и поступил в институт культуры. Приезжаю домой, сообщаю, что поступил в институт, затем добавляю «культуры», и тут — немая сцена. Все были в шоке от моего выбора. После окончания вуза предложений по трудоустройству было много (и в Хабаровске остаться, и в Петропавловск-Камчатский поехать), но я выбрал Биробиджан. Ведь человек творческий легких путей никогда не ищет. Кстати, я состою в Гильдии режиссеров России, что дает немало преимуществ по линии Союза театральных деятелей. В частности, 10 апреля я полечу в Москву на очередную лабораторию, которую проведут ведущие режиссеры страны. Полученный в столице опыт я обязательно применю в Биробиджане. Работы предстоит немало, а в этом и кроется счастье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *