Лесные дни

Лесные дни

из школьного архива

Что делают школьные учителя летом? Многим кажется, что уходят на каникулы вслед за своими воспитанниками и отдыхают после трудного учебного года.

Но, как известно, из любого правила есть исключения. Герои этого материала действительно отправились отдыхать, но только не от учеников, а вместе с ними.

Учитель истории Вероника Булимова, учитель информатики Наталья Симоненко и учитель физкультуры Андрей Чистяков (все они работают в школе № 5 г. Биробиджана) в конце июня вместе с отрядом из восемнадцати школьников провели десять дней в палаточном лагере у залива Галанина, недалеко от села Русская Поляна, что в Биробиджанском районе.

Вероника Булимова – идейный вдохновитель – рассказывает о том, что подготовка к летнему отдыху началась еще в апреле, именно тогда ребята, желающие испытать свои силы, начали записываться в отряд. Сначала будущих юных туристов было сорок, но до стартовой черты с рюкзаками дошли только восемнадцать человек — ученики 6-9 классов. Впрочем, до места ребята как раз добрались с комфортом – на автобусе, а весь необходимый инвентарь прибыл вслед за ними на грузовике — с этим помогли родители.

Как водится, девочек в группе оказалось больше, и они бросились наравне с юношами рубить дрова, ловить и вялить рыбу. Это и многое другое пришлось делать путешественникам: ставить палатки, разжигать костер, готовить в котелке завтраки, обеды и ужины… Вероника Николаевна — не только учитель истории, но и руководитель краеведческого кружка, турист со стажем — говорит, что многие не вполне представляли, на что идут.

–  Всякое бывало, конечно. И плакали от усталости, и чесались от комариных укусов. Но три дня адаптации – и все полностью включились в природную жизнь, начали получать удовольствие. А мне походные условия не в тягость… Это же здорово – жить на природе!

l-ziletКаждый день в лагере был особенным, программу эту разработали сами учителя, старались разнообразить совместную деятельность. В Лесной день отправились в поход протяженностью шесть километров, наблюдали там за растениями, увидели следы дикого кабана и косули. В День небесных светил встали рано, чтобы застать восход солнца, а вечером наблюдали за закатом. В День воды отмечали праздник Нептуна и много купались. Тут требуется важное замечание: во-первых, в воде с детьми всегда находились вожатые; во-вторых, все девочки и мальчики, даже отлично умеющие плавать, перед заплывами должны были надеть спасательные жилеты – о том, что без них в лагерь не пустят, родителей предупредили заранее. Детки, конечно, сперва возмущались, пробовали спорить, но непреклонные воспитатели запрет не сняли. Теперь, в контексте последних событий на Азовском море, это решение кажется единственно верным.

Не обошлось, конечно, и без непредвиденных ситуаций: так, одна из девочек глубоко порезала ногу, и хотя фельдшер из ближайшего поселка сказал, что травма пустяковая, родителям все равно позвонили. Но домой героиня отправиться не пожелала, осталась в лагере и продолжала отдыхать вместе со всеми. Находчивые вожатые обматывали пораненный палец пакетом и крепили сложное сооружение скотчем – так и купаться можно было бежать, ничего не боясь.

Вспоминают теперь в этой большой компании и смешные истории. Так, одна из барышень решила поговорить с солнышком. «Спрячься уже, надоела эта жара!» — произнесла она, обратив взор к небу. Через полчаса появились тучи, ураганный ветер начал сносить палатки… «Еле убедили нашу испугавшуюся, что она не повелитель стихий, это просто капризы погоды!» — смеется Вероника Николаевна.

Чего не хватало детям в этой природной жизни? Компьютеров, мобильного телефона и музыки. Вместо магнитолы – песни у костра, вместо «бродилок» и «стрелялок» – старая русская забава – лапта, которой только научившиеся играть школьники очень увлеклись. Днем, когда особенно палило солнце, прятались в одну большую палатку: там рисовали и работали над поделками – простыми, из пластиковых бутылок, участвовали в конкурсах бантов и летающих аппаратов, пробовали вязать разные узлы и знакомились с искусством оригами.

Были в жизни ребят и познавательные странички: беседы о малых народностях Дальнего Востока, об истории нашей области.

— На знакомстве со своим краем история и строится. Кто, как не историк, должен показать эти места детям, привести их к пониманию особенностей земли, на которой они живут. Может быть, осенью мы что-то подготовим для научно-практической конференции, — говорит Вероника Николаевна.

Признается она и в том, что такие путешествия очень помогают в работе, прежде всего – психологически.

— Узнаешь детей по-настоящему, они открываются с неожиданной стороны: шаловливые ученики порой много делают для отряда, стремятся помогать во всем, приобретают авторитет. Да и мы предстаем перед ними менее строгими, они начинают смотреть на учителей по-другому. Иногда наши дети говорят, что на этот период времени мы становимся их мамами – такое взаимопонимание.

l-vedroЧем только не занимались ребята в эти десять дней: вареники все вместе лепили и ели, встречали приехавших в гости родителей, которые привезли вожделенное мороженое, готовили сюрпризы для именинницы и даже сотворили для нее в походных условиях два торта. «Ни одно кафе не заменит такого празднования дня рождения!» — восхитилась виновница торжества, проснувшись и увидев подарки.

В последний лесной день ребята играли в «Тайного друга» — готовили друг другу сюрпризы. Самым запоминающимся из них стал огромный тюльпан из целого ватмана.

А когда собирались уезжать, дети признались: «Сейчас бы в душ — и вернуться сюда…»

Учителя пообещали, что в следующем году постараются отправиться в такое путешествие снова.

— Директор нас спрашивает: «Девочки, вам не страшно?» — улыбается Вероника Николаевна. — Нет, не страшно. И ночью приходилось не спать, детей караулить, и разбираться с любыми сложностями оперативно. Надо просто чувствовать эту огромную ответственность и делать то, что должно.

Заканчиваем беседу мы уже в гулком, по-летнему пустом коридоре, мимо проходит дама — школьный завхоз — и с улыбкой спрашивает: «А это у вас интервью? Правильно, про наших надо рассказать. Они все время активничают, все время что-то делают… Молодцы!»

Таков он, глас народа. И добавить к этим словам нечего.

Выдержки из текстов, в которых дети постарались разложить все «по полочкам», мы цитируем на страницах газеты.

«Конкурсы, вкусная еда, хороший отдых… Спасибо, спасибо, спасибо!»

«Мои впечатления отличные, но мне не нравится, что мы купаемся в жилетах!»

«…Во-первых, очень радует, что с погодой нам в этом году повезло больше, во-вторых, очень здорово кормили, часто ходили купаться. Классно было играть в игру «Тайный друг»… Впечатлений очень много, всех не перечислить!»

«Мне понравилось дерево, которое мы видели, когда ходили в поход. В него ударило молнией! Еще на меня произвела огромное впечатление птица, которую мы встретили…»

«Мне понравилось в лагере практически все: конкурсы, праздники, приключения. А не понравилась жаркая погода!»

«…Мне понравилась еда, которую готовили наши воспитатели, конкурсы, особенно, когда мы переодевались в индейцев и нечистую силу. Нас научили делать оригами и играть в лапту».

«В этот лагерь я еду уже во второй раз. В прошлом году было все замечательно, но в этот раз еще лучше! С каждым днем было все веселее, проходили увлекательные конкурсы и мероприятия.  У нас были огоньки, на которых мы обсуждали разные темы и узнали много нового. Но с каждым днем становилось все печальнее, потому что скоро уезжать.  Надеюсь, что в следующем году приеду сюда снова, тут я получила много позитива!»

«В этом году я ездила в палаточный лагерь в первый раз. Впечатления просто незабываемые! Было много интересных конкурсов, например, «Танец Бабок-Ёжек». Участвовали все! Пели, танцевали, смеялись! Понравился конкурс индусов. Нас всех разукрасили, и мы искали клад. А в один вечер мы попали под сильный дождь с ветром, трясло все палатки! Но мы не расстроились, зато будет, что вспомнить. Я надеюсь, что в следующем году у меня получится поехать еще раз. Спасибо за отличные десять дней!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *