Летчик-ас служил у нас

Летчик-ас служил у нас

с сайта 100book.ru

Несколько лет на территории области проходил службу Евгений Пепеляев, ставший впоследствии Героем Советского Союза за подвиги в Корейской войне

С фамилией Пепеляев многие в основном связывают известного белогвардейского генерала, воевавшего в Сибири и на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны. Вот и в Большой Советской энциклопедии ему посвящена целая глава — почти 35 строк. Другого Пепеляева в самой главной справочной книге времен СССР я не нашла. Хотя уж кто-кто, а он должен там быть. Потому что именно летчик Евгений Пепеляев, получивший Золотую звезду Героя Советского Союза в 1952 году, прославил свою страну как лучший летчик-истребитель реактивной авиации.

Тому, что Евгений Пепеляев не попал на страницы БСЭ, изданной в 70-е годы, есть и другое объяснение. Война, в которой он участвовал, долгое время не афишировалась. А воевал Пепеляев в начале 50-х годов в Корее. Тогда считалось, что мы помогаем корейскому народу в его справедливой борьбе за свободу и независимость. Так же считали и американцы, которые тоже воевали за освобождение Кореи. Но если американцы свое участие в корейской войне не скрывали, то наша страна всячески вуалировала свое присутствие на полуострове.

Сам Пепеляев в своих воспоминаниях уже в постперестроечные годы писал: «Советских пилотов переодевали в униформу китайских народных добровольцев, в документы вписывали китайские имена и фамилии, например — Ли Си Цын, а на МиГах красовались корейские опознавательные знаки. Такие меры принимались, чтобы не вызвать осуждение советского вмешательства в дела Кореи со стороны ООН и мировой общественности».

В конце 90-х годов летчик написал книгу «МиГи» против «Сейбров», где подробно описал не только свое участие в Корейской войне, но и рассказал о своей жизни, службе, о своем отношении к истории страны. Есть в книге и две главы о тех годах, которые он провел на Дальнем Востоке. Из этих глав можно узнать, что местом службы Евгения Пепеляева была и наша область. А конкретно — села Желтый Яр, Бирофельд и Бабстово, где находились в 40-е годы военные аэродромы.

О том, что этот летчик отчасти и наш земляк, я узнала совершенно случайно, когда в Википедии попыталась уточнить несколько фактов из истории Ленинского района. В списке известных людей, которые проживали здесь в разные годы, значился и Герой Советского Союза Евгений Георгиевич Пепеляев.

Сам собой напросился вопрос: если этот летчик-герой жил и служил в нашей области, почему его нет в списке Героев Советского Союза, которых в ЕАО считают своими земляками? Ведь многие из них тоже, как и Пепеляев, не были уроженцами области. Исключение — родившийся в Облучье Юрий Тварковский, уроженец Николаевки Трофим Дорошенко, также коренной житель села Волочаевки Александр Панов и уроженец села Самары Георгий Лопатин. Остальные десять героев родились в Украине, Белоруссии, на Алтае, в Тамбовщине, Амурской области…

В чем-то перекликается с биографией Пепеляева биография летчика Павла Егорова, уроженца Благовещенска, приехавшего в Биробиджан в 1936 году после окончания школы пилотов. Прослужив четыре с лишним года в Биробиджанском аэроклубе, он был призван на фронт. В 1944 году получил звание Героя, службу продолжил, но уже далеко за пределами области. Тем не менее в списках Героев Советского Союза Егоров есть, а Пепеляева, который прослужил здесь почти такой же срок, нет.

Четыре года прожил до войны в селе Бабстово Николай Романов, получивший звание Героя в 1945 году. А после войны он продолжил жить и служить далеко от наших мест. И его считают нашим героем, в селе Бабстово есть улица Романова. А Павлу Егорову установлена мемориальная доска в Биробиджане.

В память же Евгения Пепеляева, который ушел из жизни в январе этого года, нет и не было ничего. Хотя, как я уже сказала, служил летчик и в Желтом Яре, и в Бирофельде, и в Бабстово. И даже бывал в селе Надеждинском, судя по мемуарам.

Так кто же он такой, летчик-ас Евгений Пепеляев?

В официальной биографии сказано: родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской области, закончил ФЗУ и строительный техникум, затем переехал в Одессу, где жил старший брат, там стал заниматься в аэроклубе. В 1936 году поступил в Одесскую военную авиационную школу. В 1938 году был направлен на Дальний Восток.

Но это еще была не ЕАО, а Амурская область. Начиналась летная служба молодого пилота недалеко от города Белогорска, в Краснознаменном истребительном авиаполку, где служили Валерий Чкалов, Евгений Савицкий и еще несколько прославленных летчиков — Героев Советского Союза.

Но Пепеляеву служилось там несладко. Контрразведчики бдительно следили за настроением в полку, и все пытались добиться у летчика, не родственник ли он белому генералу? «Многие видели во мне врага и предателя из-за фамилии, а некоторые в служебном рвении хотели бы видеть меня за решеткой», — напишет он потом в своих мемуарах.

В 1941 году часть авиаполка перебазировалась из Амурской области в ЕАО, войдя в состав 254-й истребительной авиадивизии, штаб которой находился в селе Бабстово. Дивизия имела несколько аэродромов.

Из мемуаров Евгения Пепеляева: «В марте-апреле 1941 года, собрав из трех десятков старых «ишачков» два десятка восстановленных самолетов И-16, наш 300-й полк перебазировался на аэродром Желтый Яр Еврейской автономной области, и мы приступили к обучению молодых летчиков. В 300-м полку я прослужил более четырех лет: в 1941-м — заместителем командира 1-й эскадрильи, в 1942-м — командиром 1-й эскадрильи, в 1943-1944-м — инструктором-летчиком 254-й истребительной авиации, 1945-1946-м — заместителем командира 300-го полка».

Когда началась война, летчик попросился на фронт. Ему сказали — надо учить молодых летчиков-истребителей, это сейчас важнее.

Из мемуаров: «Летчиков своей эскадрильи я учил высшему пилотажу, свободному воздушному бою, самолетовождению одиночному и групповому, стрельбам по наземным и воздушным целям. Многих подготовил к боевым действиям. Один из моих учеников Л. Быковец сбил в войну 19 самолетов противника, за что получил звание Героя Советского Союза.

Пока шла война, меня не покидало стремление попасть в действующую армию. Но все мои рапорты отвергались или оставались без ответа. Только в конце 1943 года мне оказали милость, направив в действующую армию».

Воевал летчик в составе Воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Совершил девять боевых вылетов, но без побед — на фронте как раз было временное затишье. А потом снова Дальний Восток и снова 300-й истребительный авиаполк.

Из мемуаров: «Теперь я уже переучивал летчиков на самолетах Як-7б. Однажды летом 1944 года на аэродроме Желтый Яр произошла авария самолета — спарки. В кабине летчика находился командир 254-й истребительной авиадивизии подполковник Н. Силаев, в инструкторской кабине — я, летчик-инспектор этой дивизии. При заходе на посадку шасси не выпустились. Не выпустились они и аварийным способом. При посадке с убранными шасси на грунт самолет выполнил «двойной капот», то есть сделал кульбит. Меня вырвало из кабины во время вращения — как рассказывают очевидцы, я летел метров тридцать впереди самолета, и за мной медленно вращалась спарка с Силаевым в первой кабине. Но самолет меня не накрыл, остановившись за 5-6 метров до того места, где я лежал без сознания. Очнулся я в лазарете. Командир дивизии, к счастью, только поцарапал себе лоб, а мне повезло, что остался жив».

Вспомнил Евгений Пепеляев и другой случай, который произошел на аэродроме села Бирофельд, где он руководил полетами. Тогда один из летчиков взлетел, не заметив человека на своем хвосте. И опять повезло — сидящий на хвосте солдат из аэродромной охраны остался цел и невредим.

Когда началась война с японцами, дивизия, где служил Пепеляев, вошла в состав 2-го Дальневосточного фронта. Сам он лично совершил 20 боевых вылетов на разведку и прикрытие войск, на реке Сунгари потопил японский сухогруз, подорвал военный эшелон.

О природе, людях нашего края летчик, судя по мемуарам, сохранил добрые воспоминания. В свободное от полетов время пилоты часто охотились на диких уток, гусей, а иногда и коз, которых в окрестных лесах тогда водилось много. И когда охота была с добычей, устраивали маленькие праздники под жаркое из гуся или утки. Но после случая, когда во время рыбалки в селе Надеждинском случайно и нелепо погиб его сослуживец, Евгений Пепеляев, как он пишет, «зарекся» убивать что-либо живое.

После Дальнего Востока летчик служил в Липецке, а потом в знаменитой подмосковной Кубинке. Там он стал осваивать реактивные истребители, участвовал в воздушных парадах на «ЯКах».

В 1950 году командование ВВС Советской Армии решило направить в Корею, где шла война, целую истребительную дивизию. Официально — для переучивания корейских летчиков на реактивных самолетах МиГ-15, а по сути участвовать в боевых действиях. Командиром дивизии был знаменитый летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Одним из истребительных авиаполков дивизии командовал подполковник Евгений Пепеляев.

Из мемуаров: «Нужно сказать, все прекрасно понимали, для чего формируется дивизия, и чем мы будем заниматься в командировке. Большинство летчиков не проявляли большого желания ехать в командировку, они знали, что такое война. У меня же такое желание было. Во-первых, я был твердо убежден в своей личной готовности как летчика-истребителя, как воздушного бойца. Во-вторых, я знал и понимал, что прошедшая война коснулась меня очень мало, поэтому без раздумий дал согласие ехать в Корею».

Из биографии: «Командуя 196-м истребительным авиаполком, Евгений Пепеляев провел 108 боевых вылетов и 38 воздушных боев, лично сбил 23 реактивных самолета противника. Его полк был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолетов и потеряв лишь 10 своих машин и четырех летчиков».

22 апреля 1952 года Евгений Пепеляев стал Героем Советского Союза. Спустя год Иван Кожедуб представит его к званию дважды Героя, но в высших армейских эшелонах это представление «затерялось». Закончив войну в Корее в звании полковника, Евгений Пепеляев так и остался им, а прожил он почти 95 лет!

После Корейской войны летчик-ас окончил военную академию Генерального штаба, служил в авиации и войсках ПВО. Он освоил 22 типа самолетов, налетал 2020 часов! Кроме звания Героя, среди его наград два ордена Ленина, три ордена Боевого Красного знамени, два ордена Красной Звезды и два ордена Отечественной войны. Его имя было вписано во Всемирную книгу рекордов Гиннесса по количеству сбитых реактивных самолетов. За все эти годы рекорд летчика так никто и не побил. В двух боях он смог сбить четыре американских самолета. Это были новейшие маневренные реактивные «Сейбры». Но наши «МиГи-15» оказались в той войне победителями.

А наши летчики, в отличие от американских, долго оставались в тени, можно сказать, в забвении. Им даже говорить о своем участии в этой войне запрещалось.

«Мы писали домой письма эзоповым языком. Я сообщал, что играл в футбол, забил два мяча. Мои понимали, что я сбил два самолета», — вспоминал потом летчик.

9 января этого года, спустя четыре дня после смерти Героя, по первому телевизионному каналу впервые за все годы прошла передача, посвященная Евгению Пепеляеву. Вспоминая истребителя номер один на Корейской войне, закончившейся 60 лет назад, летчики — участники передачи — говорили о том, что пепеляевский «МиГ-15», на борту которого оставил свою роспись величайший воздушный ас XX века, нашел почетное место в музее авиационной техники.

А сам летчик похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. О его смерти не было официальных сообщений — человек, прославивший страну, ушел из жизни также скромно, как и жил все последние годы.

Станет ли Евгений Георгиевич Пепеляев пятнадцатым в списке Героев Советского Союза, живших в ЕАО? Будет справедливо, если станет. И будет еще справедливей, если в том же селе Бабстово или Желтом Яре появится мемориальная доска в память об этом неординарном человеке, который вписал в историю отечественной авиации не одну героическую страницу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *