Маленькие мученики науки

Все больше родителей сходится во мнении, что современные школьные программы для начальных классов слишком трудны для большинства детей

 Не успела закончиться нынешняя реформа российского школьного образования, как, я считаю, нужно немедленно начинать проводить еще одну — в области использования школьных обучающих программ. Но более продуманно и качественно, с учетом всех черт, формирующихся характеров и поведения, свойственного нынешним детям. Анализируя ближайшее будущее, которое их ждет и будет формировать: социум, уровень технологий, развитие которых сейчас движется просто ураганными темпами, индустрию развлечений, на которые во все времена была падка детвора, отвлекающаяся тем самым от учебы.

Мой ребенок уже второклассник, учится в школе по программе «Гармония». Второй год мы испытываем большие трудности с пониманием школьных предметов, в частности математики, русского языка, английского. Выполнение домашнего задания превращается порой в многочасовое сидение в попытках растолковать мальчишке, что к чему. Не раз и не два пацан ложился спать уже за полночь, едва закончив делать с помощью вымотанных родителей уроки. Все чаще с утра стал просыпаться с хныканьем, тем самым выражая нежелание идти в школу, говоря, что там «скучно и неинтересно». Подобные ворчания начинаются и под вечер воскресенья в преддверии учебной недели. Дитя порой становится просто невыносимо в своем брюзжании по поводу школы, приходится его подолгу подбадривать и успокаивать. Поговорив с родителями одноклассников сына, я пришел к мнению, что с такой проблемой — нежеланием учиться, постоянной нервозностью и стрессом у своих детей, связанной со школой и уроками, сталкивается каждая вторая семья.

Дети-отличники, у которых не возникает почти никаких проблем с усвоением современной школьной программы, сейчас еще большая редкость, чем в советские времена конца восьмидесятых годов, когда учился я. А ведь тогда программа в советских школах была направлена на умственную и физическую акселерацию молодого поколения, которая действительно наблюдалась. Ребятня охотнее усваивала знания, которые давались постепенно, понемногу, может, с излишним «разжевыванием», но тем не менее они гораздо крепче впитывались в детскую память и помогали в дальнейшем обучении.

 — Сейчас мы наблюдаем обратный процесс, который неизбежен, как всякие спады и подъемы, — отмечает детский психолог областной детской больницы Евгения Безматерных. — Нынешние дети, родившиеся в начале двухтысячных годов, гораздо более долго остаются детьми — именно ребятишками, постоянно требующими помощи мамы и папы, играющими в игрушки, не желающими с ними расставаться, не желающими много делать самостоятельно — действовать, мыслить… Дети остаются неуверенными и пугающимися трудностей. В немалой степени сейчас этому способствует множество отвлекающе-развлекательных факторов — обилие телеканалов, где всегда найдется куча мультиков, компьютер и видеоигры, мобильные телефоны и игровые приставки, навороченные игрушки, каких мы в советскую пору и не представляли… Вспомните себя, дети, родившиеся в конце семидесятых годов прошлого века, вряд ли вас сильно отвлекали от учебы два канала тогдашнего советского телевидения. О компьютерах, Интернете и электронных играх я и не говорю — тогда они вообще казались фантастикой. Из немногих развлечений были доступны лишь книги да гулянье с друзьями на улице.

Многие современные программы в свете всего этого действуют на детей угнетающе. Нельзя сейчас выстроить из человека в раннем школьном возрасте зрелую сформировавшуюся личность с устойчивой мотивацией — а они подразумевают именно это. Ребятне всегда хотелось и хочется гулять и развлекаться, что не способствует раннему взрослению. А тут сразу столько сложностей — математика, где уже во втором классе проходят трехзначные числа и задачи с несколькими действиями; русский язык, где уже вовсю изучают состав слова, выделяют корни и подбирают проверочные слова. Английский язык — вообще тревога! Как можно ребенку во втором классе с нуля начать изучать английский, если даже задания в тетрадке и учебнике написаны по-английски? Многие родители уверены, что изучение иностранных языков так рано — это только минус, а не плюс. Вместо увлечения иностранными языками скорее можно добиться стойкого неприятия их из-за непонимания и нежелания воспринимать материал. Я начинал изучать иностранный язык с четвертого класса, когда база знаний по основным предметам и родному языку в голове была уже сформирована. А тут получается — ребенок еще в родном русском не может разобраться, как ему уже подсовывают иностранный, тоже вроде язык, но где вообще все по-другому! Неизбежны путаница, растерянность, «затык» в детском сознании. Как следствие — нервозность, боязнь домашнего задания, нежелание идти в школу. В классе моего ребенка более-менее «секут» в английском лишь пара человек — это детишки, которые изучали английский чуть ли не с детского сада, посещая обучающие центры и спецгруппы.

Конечно, только ругать тяжелые школьные программы или делать их совсем уж детсадовскими нельзя. В чем-то и хорошо, что сейчас работа по ним отдана на откуп самим школам и учителям, а не спущена в приказном порядке «сверху», как это бывало ранее. Вот только, может быть, учителям в силу объективных причин, занятости и свалившихся на них современных требований, бумажек и отчетов не хватает времени, чтобы эти программы улучшить, упростить, адаптировать, исходя из особенностей своего класса. Одна моя знакомая в погоне за забавной и непродуктивной модой на новые школы, куда многие стремятся поскорее перевести своих детей, и обучение по новым программам как-то отдала своего сына в класс, где дети обучались по системе Занкова. Трудную программу, рассчитанную на действительно одаренных детей, от которой сейчас многие школы отказываются, парень просто не «вывез», навсегда застряв в едва успевающих троечниках.

Знакома и обратная ситуация — родители планировали отдать свою дочку в первый класс в школу, из которой вышли сами, учиться по «Гармонии». Старая женщина-педагог, у которой они когда-то учились, отсоветовала, сказав: отдайте ребенка в другой класс, там программа попроще, в чем-то похожая на советскую. Может, на современный взгляд, немного примитивно и просто, зато без нервов и лишнего волнения. Ребенок будет постепенно усваивать знания, и у него будет время искать и раскрывать себя без ненужной паники и переживаний по поводу трудного материала и сложных уроков. И он всегда свое успеет добрать с вашей помощью.

Так что уже пришло время делать выводы и что-то менять на более качественное в школьном начальном образовании: это база, с которой ученики идут дальше в учебе, и от усвоения материала зависит их дальнейшая судьба — учебное заведение, выбор профессии, жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *